Следствие ведут юные детективы и орнитолог

Для юннатов и экологов Дома детского и юношеского туризма провели удивительную орнитологическую прогулку по Тропе здоровья.

Провела её орнитолог из Перми Галина Матвеева, точнее, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Пермского государственного национального исследовательского университета, по приглашению компании «Уралкалий», которая входит в Группу «Уралхим».


 

Ищем и находим

- Беда! На тропе здоровья не стало позвоночных животных: птиц, зверей, лягушек, ящериц. Их надо найти. Это наша с вами, детективы, очень важная задача, - начала и сразу захватила внимание детей, Галина Матвеева.

Началась захватывающая детективная игра, для которой детям выдали бинокли и книги-определители птиц. В процессе прогулки по ставшей давно привычной Тропе здоровья дети и присоединившиеся к ним взрослые узнали:

- какая из птиц Пермского края самая маленькая (желтоголовый королёк);

- почему сова так бесшумно летает и как устроено её перо (окантовано специальной «бахромой»);

- какая из сов Пермского края самая маленькая (мохноногий сыч);

- кто наделал в ёлке круглых и овальных дырок и ободрал с неё пласты коры (чёрный дятел желна).


В бинокль смотреть тоже надо научиться

Это и многое другое Галина Матвеева показала прямо в ходе прогулки. Кроме того, все понаблюдали в бинокли, как несколько ворон гоняли в поднебесье ястреба, угрожающего их благополучию. Потрогали мягкую «рукавичку» – макет гнезда синицы-ремеза. Определили, кто ел ту или иную шишку. С огромным трудом отыскали в метре от тропы гнездо дрозда-белобровика, отлично спрятанное в ветвях небольшой ели. Покормили белок и помахали настоящими крыльями.

Да-да, вы не ошиблись – орнитолог дала ребятам крылья разных птиц, и они смогли оценить и свист крыла коршуна, и неслышный взмах совиного оперения.


Мария Шнайдер и Лев Гареев помогали демонстрировать птичьи крылья

- Мероприятие состоялось благодаря «Уралкалию», который меня сюда пригласил, и я рада представить Березникам Пермское орнитологическое общество, - сказала Галина Кронидовна. - В лесу сейчас не много увидишь – птицы уже вывели птенцов и улетели, а зимующих пернатых у нас мало. Поэтому я всегда привожу с собой «чемоданчик», в котором лежат перья, крылья, гнёзда, шишки. Мне важно заинтересовать ребят, чтобы они начали искать следы животных, увидели, что вокруг нас настоящий дом, полный жизни. Все задания направлены на познавательный интерес, чтоб ребята сравнивали, наблюдали, делали выводы, развивали свои навыки.

Березниковские ребята пермской гостье понравились. Во-первых, они интересуются природой, во-вторых, много знают. И тропой здоровья она осталась весьма довольна, сказала, что здесь можно проводить много интересных занятий.


Снять гнездо даже с невысокого дерева - непросто


Слева направо Александр Чжу-Ван-Фан и Кирилл Гекшер, которые сняли уже опустевшее гнездо дрозда с ёлки


 

Дети – за прогулку

Березниковским детям тоже понравилось гулять с орнитологом. Они с удовольствием разгадывали загадки, рассматривали «артефакты» из «чемоданчика», бегали по лесу в поисках следов, рассматривали мир в бинокль и затаив дыхание, кормили с ладошки белок.


Всем хочется, чтобы белка поела с его ладони

Мария Шнайдер и Лев Гареев, волонтёры-экологи Дома туризма, на тропе здоровья не впервые, уже наблюдали птиц, делали фото, даже разработали экологический маршрут.

- Экскурсия интересная, мы сейчас готовимся к съезду юных лесничих в Перми, что-то может пригодиться, - говорит Лев. - Мы знаем ответы на многие вопросы, но всё равно рассказчик хороший и слушать приятно, да и свои знания проверить тоже полезно.


Эти отверстия в стволе проделал чёрный дятел желна

Маргарита Ивачёва, ученица школы №24, намного младше Маши и Льва, поделилась впечатлениями:

- На экскурсии я увидела гнёзда птиц, поняла, как их строят. Мне попалось много белок, они очень весёлые и забавные. Нам дали книгу, по которой можно определять птиц, почитать информацию. Мы разгадывали много загадок, я заработала семь жетонов!

Жетонами оценивались правильные ответы и находки. Больше всего кусочков бумаги с нарисованной на них птичкой-зарянкой – символом одноимённой пермской Школы юных орнитологов – собрал Максим Бардин, у него их оказалось восемь! Мальчикстал лучшим детективом и получил фирменный значок с той же зарянкой:

- Мне всё понравилось! Я не знал, как выглядят гнёзда птиц, как называется гнездо у белочки, а сейчас знаю. Особенно, конечно, было прикольно кормить белок.


Галина Матвеева интересуется, кто из обитателей леса объел шишку


 

Взрослые – за продолжение

Педагоги Дома туризма и родители, пришедшие с детьми, высоко оценили занятие, его живость и уровень познавательной нагрузки.

Елена Мусихина, педагог допобразования, посетовала, что современные дети редко бывают на природе, чаще познают её по интернету:

- Как показывает практика, дети в природе не ориентируются, всё им непонятно, знания чисто теоретические. Такие выходы в лес для них очень полезны, потому что даже девятиклассники путают ель с сосной, иной раз такие названия придумают, что не знаешь, как и реагировать. Знания Галина Кронидовна даёт увлекательно – она опытный педагог. Даже я что-то новое для себя узнаю, а ребята её с открытым ртом слушают.

Сергей Парфёнов, многодетный папа, который пришёл на прогулку вместе с супругой и тремя детьми, признался, что удивлён и поражён:

- Меня поразило, как хорошо спрятано гнездо дрозда, мы так долго его искали, нас было много, но едва нашли! Надо же, как птицы способны прятать свои жилища. Дети все в восторге! Думаю, надо ещё такие прогулки проводить.

Педагог Оксана Чжу-Ван-Фан пришла на мероприятие с учениками и сыном:

- Нам дали много информации полезной. Здорово, что «Уралкалий» организовал такую замечательную встречу на свежем воздухе.


Максим Бардин - лучший птичий детектив-следопыт


 

Внимание природе

Вы спросите: «Как связаны орнитология и «Уралкалий»?» Вот что об этом говорит Михаил Альметов, руководитель направления по экологическому контролю управления по охране окружающей среды ПАО «Уралкалий»:

- В нашей компании принята и реализуется программа сохранения биоразнообразия. Один из важных элементов этой программы – эколого-просветительская деятельность. Ещё на этапе оценки биоразнообразия территории реализации программы мы обратили внимание на большое количество видов птиц и решили, что надо знакомить с ними наших детей. Учёные университета помогают нам вести мониторинг состояния окружающей среды, обследовать лесные участки, реки, чтобы оценить степень влияния деятельности предприятия на биоразнообразие. Поэтому мы пригласили их провести урок по орнитологии. Я рад, что он получился таким увлекательным.

Признаюсь, дома я тоже вытащила из шкафа видавший виды бинокль и села рассматривать облака: стая ворон гоняла ястреба, а голуби в полёте, оказывается, удивительно красивы.

Автор Яна Агеева

березники уралкалий дети экология