Для храма творят красивое

Изумительные иконы, аромат древесины, переливы сусального золота, впечатляющих размеров детали будущего иконостаса…  Журналисту «Неперми»  Ирине Гросу посчастливилось побывать посёлке Палех Ивановской области и увидеть, как изготавливают внутреннее убранство для Никольского храма в Березниках.


 

Палех издавна славился иконописным промыслом, который зародился на этой земле в XVII в. Местные иконы отличались особой тонкостью письма, использованием темперных красок с применением золота на одеждах святых. Иконы расходились по всей России и за границу. Палешан ценили и как мастеров монументальных фресковых росписей. Их работы по восстановлению древних росписей есть в соборах Владимира, Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры, украшали они фресками и храмы соседних городов и сёл.

После революции 1917 г. писать иконы палешанам запретили. Иконописцы, чтобы сохранить мастерство и традиции, перешли на создание лаковой миниатюры. Её отличала особая тонкость художественных приёмов. В Палехе организовали «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Мастера не отказались от привычной для них техники письма яичными красками, творёным золотом и сохранили характерную для иконописи условность форм. Искусство лаковой миниатюры принесло Палеху мировую славу. А в 1990 гг. возродились иконописные традиции.

Сегодня Палех – посёлок городского типа, здесь живут 4 600 человек. И более 600 из них –  художники, которые занимаются иконописью и росписью в храмах. Наша команда проехала тысячи километров, чтобы увидеть, как в мастерской «Палехский иконостас» изготавливают внутреннее убранство для Никольского храма в Березниках. Все работы в храме идут при финансовой поддержке и под контролем компании «Уралкалий».


В мастерской «Палехский иконостас» изготавливают внутреннее убранство для Никольского храма в Березниках


 

Палех, встречай

Недавно живописцы «Палехского иконостаса» завершили поражающую великолепием роспись стен и сводов внутри храма. И вот теперь к мастерам-палешанам приехали гости из Березников – иерей Сергий Пермяков, настоятель Никольского храма, и журналисты нашей газеты и телеканала «Своё ТВ».

Нас встречают основатели и руководители мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько и Юрий Фёдоров. В далёком 1996 г. они с нуля начали семейное дело. Не было ни опыта, ни базы, ни денег, работали всего шесть человек. Первые два иконостаса сделали в гараже собственного дома.

 
Сегодня «Палехский иконостас» – это солидный художественного-производственный комплекс, который знают по всей России и за рубежом. Здесь трудятся 150 сотрудников – иконописцы, архитекторы, резчики, позолотчики, технологи и столяры


 

Земное и небесное

Деятельность мастерской те, кто здесь работают, определяют так: «Претворение земного в небесное». И поясняют, что земное – это их силы и умение, талант художников и мастерство рабочих, материалы и технологии. А небесное – это горние образы, которые воплощаются в иконах и росписях, и молитвенный отклик, который рождается в сердцах. Красота горнего мира воспринимается через святые образы, росписи, церковную утварь, через литургическое пространство, которое формируется мастерами.

«Если чьё-то сердце от встречи с Божьей красотой забилось сильнее, если чей-то дух взлетел, значит, мы не зря трудились», – говорят в мастерской.


В иконописной мастерской


 

Рождается образ

Нам показывают все этапы производственного процесса и рассказывают об особенностях работы над иконостасом нашего Никольского храма.

Что такое иконостас? Преграда, отделяющая алтарь от остальной части храма. На ней в несколько рядов помещают святые образы. В мастерской трудятся специалисты различных направлений – и те, кто выполняет основу для иконостаса, и те, кто пишет иконы.

Сложный процесс начинается с разработки образа иконостаса, которым занимается группа архитекторов.

- Представители мастерской сначала выезжают на место, знакомятся с особенностями храма, - рассказывает Ирина Яровицына, архитектор мастерской «Палехский иконостас». - Затем изготавливаем эскизы с учётом пожеланий заказчика. Потом начинается проработка деталей в укрупнённом масштабе. В вашем храме мы воплощали идею «храм в храме». Пришла идея сделать в центре иконостаса восьмигранную часовню-кувуклию. Иконостас Никольского храма будет четырёхрядный, сложной конфигурации, выполнен в стиле «барокко». В нашей мастерской таких больших заказов ещё не было.

Архитекторы создают орнаменты резьбы, для Никольского храма они отрисовали около 1000 деталей, создав 28 томов проектной документации.

После архитекторов за дело берутся модельщики резьбы. Модели они вырезают из пластилина или дерева, их оттиски сканируются и передаются в производство для вытачивания на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Второй способ – виртуальный, когда модель создаётся на экране компьютера. Виртуальные модели также отправляются для работы в цех.


 

Метаморфозы древесины

Дерево, которое, прежде чем стать деталью или иконной доской, проходит ряд превращений. Для работы используют разные породы дерева. Так, тело иконостаса для нашего храма сделано из сосны, а резьба и элементы декора - из липы. Древесину распиливают, в течение трёх-четырёх недель высушивают в специальной камере.


Изделия избавляют от лишнего ворса, делают гладкими

Мы идём в цех, где детали вытачивают на станках с ЧПУ. Здесь 16 таких станков, они работают по специально заданной программе. Видно, как как по монитору бегут строчки кода, а станок действует без вмешательства работника, успевай только убирать опилки.

Анна Осокина, начальник производства мастерской, объясняет:

- Изготавливаются плинтусы и резьба для различных видов изделий иконостаса в Березниках, к примеру, резные элементы рамок.

Большинство деталей для иконостаса Никольского храма готовы. Их размеры настолько внушительны, что потребовалось расширить одно из производственных помещений. Высота иконостаса – 15,3 м в самой высокой его части, ширина – 40 м. В столярном цехе мы увидели почти собранный купол будущего иконостаса: он почти вдвое выше человеческого роста.


Позолоченные изделия для Никольского храма.

Отправляемся в цех, где после станков ЧПУ детали резьбы обрабатываются вручную. Мастера называют это подрезкой. В дело идут разного вида и размера стамески.

- Резчик делает резьбу более объёмной, придаёт ей изящность. Используются разные породы дерева. Мягкая порода - липа - для позолоты и росписи, а твёрдая - бук — под морение и покрасочные лаки, - рассказывает Анна Осокина. - Для Березников все детали крупные, ярко выражены декоративные элементы розеток, листьев, колонн.

Мы видим, как ловко управляются работники с инструментом, а из-под их рук выходит резная красота.

Нам показывают дальнейшие этапы работы с деревом. Вот с помощью наждачной бумаги изделия избавляют от лишнего ворса, и они становятся приятно гладкими. А вот иконные доски покрывают левкасом – грунтуют смесью мела и клея под роспись или позолоту.


 

Святые лики

Нам не терпится посмотреть, как пишут иконы, и мы отправляемся к художникам.

Заказ для нашего храма выполнен. Написаны 132 иконы разного размера, от 20 см до 2,3 м.  Почти все упакованы и ждут своего часа на складе, в иконописной мастерской осталась небольшая часть образов. Вот икона Казанской Божьей Матери, вот Спаситель с Евангелием. Обе иконы узкие, вытянутые и снизу оформлены текстами тропарей – кратких молитвенных песнопений. На столах разложены иконы для Царских врат и маленькие целовальные образы.

- Над иконами для храма в Березниках более полугода работала вся наша команда, - говорит Наталья Влезько, руководитель иконописного цеха. - Иконы написаны на липовой доске, левкасе краской и золотом. Мы старались приблизиться к стилистике строгановского письма, традиционного в храмах Прикамья. Отличительные черты этого стиля –  использование цветного фона, детальная проработка фигур, облачений, пейзажей, нимбов.


Наталья Влезько рассказала об особенностях икон для Никольского храма

Иконы на алтарной перегородке в Никольском храме будут с двух сторон, внешней и внутренней, кувуклия в центре иконостаса также будет оформлена святыми образами.

Для Никольского храма написали и две уникальные иконы Собора Пермских святых, где изображены 116 святых Пермской митрополии. Эти иконы расположатся на колоннах слева и справа от алтаря.


 

Сусальным золотом горят

Мы рассматриваем икону Св. великомученику Димитрию Солунскому, она расположится с внутренней части алтаря в нашем храме.

- Сусальное золото на иконе присутствует в двух видах – листовое и творёное, преобразованное из листа, - показывает Наталья Влезько. -  Здесь оно приклеено листочками, а здесь нанесено, как краска.

Наим любопытно: сусальное золото настоящее или нет? Оказалось, настоящее. Его тоже производят в мастерской.

- Гранулы чистого золота смешиваются с серебром и медью. Всё отправляется в тигель и сплавляется, получается слиток, - объясняет Сергей Чубчик, руководитель цеха производства сусального золота. - Этот брусок раскатывается в ленту, которую нарезают на квадраты и намётывают их на форму. Она отправляется под молот и начинается ковка.

Словно в подтверждение его слов раздаются оглушительные звуки ударов молота. Золото куётся! Молотом никто не машет, всё делает компьютерная программа. 

Мы перемещаемся в «порезочную». Здесь тепло и влажно, как в сауне. Так предписывает технология. Золото снимают с формы, вырезают листы нужных размеров и выкладывают их в книжки. В каждой по 60 листов, её вес всего 1,4 г. Сусальное золото готово.

Сам процесс золочения напоминает сказочное действо. На резьбу, предварительно покрытую специальным составом, наносятся тонкие листы сусального золота. Взмах широкой беличьей кисти – и завитки резного орнамента загораются на свету золотыми бликами.


Вот стеллаж, где находятся уже позолоченные резные изделия для иконостаса нашего храма. Удивительная красота!


 

Стекло и цвет

Изготовление витражей – новое направление для мастерской. Наталья Шикова, дизайнер-витражист, перебирает кусочки цветного стекла.

- Мы изготавливаем витражи тиффани. Изделие собирается из отдельных кусочков методом спайки, - объяснила девушка. - Кусочек стекла оборачивается медной лентой, чтобы его можно было спаять с другим.

В мастерской нам демонстрируют образец витража, изготовленный для Никольского храма: большой, с геометрическим рисунком, из стёкол разной фактуры, расцветки, прозрачности (внизу на фото).

- В храме определённая цветовая гамма, поэтому, когда мы разрабатывали эскизы витражей, ставили задачу дополнить роспись и гармонично вписать витраж в пространство храма, - рассказал Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». - Мы хотели, чтобы витраж отражал символику православного храма, а рисунок сохранял светопропускную способность окон.

Мастера из Палеха говорят, что главная традиция их мастерской – делать всё по совести, понимая меру ответственности перед Богом и людьми, которые придут молиться в храм.

Через несколько месяцев всё убранство для нашего храма отправится в Березники, и начнётся установка иконостаса, -сообщил отец Сергий Пермяков. -Радует, что работа продолжается без остановки. Большая благодарность компании «Уралкалий» - благодаря её помощи в Березниках появился один из самых красивых и величественных храмов в Прикамье.

березники никольскийхрам