Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами взялся за садовые некоммерческие товарищества и взыскивает через суд долги за вывоз мусора.
Вот что рассказала нам жительница города Ольга Александровна:
– Когда к нам зашёл региональный оператор по обращению с ТКО, он заключил с нашим товариществом договор в одностороннем порядке, так как по закону имеет на это право. Договоры нам и другим СНТ разослали на юридические адреса. Многие СНТ, кстати, об этом не знали. Но через три года мы случайно узнали, что что регоператор обратился в суд, чтобы взыскать с нас долги за вывоз отходов. Уже состоялось судебное заседание, вынесено решение в пользу регионального оператора. С нашего СНТ должны взыскать около миллиона рублей.
При этом, как выяснилось, контейнерной площадки на территории товарищества обустроено не было, руководство СНТ для вывоза мусора несколько раз в месяц заказывало машину. То есть по факту услугу региональный оператор этому товариществу не оказывал.
Такая ситуация – не редкость. В список должников попали и физические, и юридические лица. К нам в редакцию обращались жители улицы Менделеева, которые не получали квитанции за обращение с коммунальными отходами, а потом получили… с долгами. И как ни пытались доказать свою правоту, пришлось платить.
Обращались к нам и жители пос. Легино, которые тоже жаловались, что неожиданно получили квитки за долгом за два года. Сельчане возмущались, потому что услуг по вывозу мусора региональный оператор АО «ПРО ТКО» (ранее «Теплоэрнерго») им не оказывал. Не помогло. С неплательщиков регоператор взыскивает по суду.
В должниках оказалась даже мэрия города Березники. Через суд регоператор требовал долг за вывоз отходов с 2019 по 2022 гг. плюс неустойку.
Напомним, в Пермском крае услуги по вывозу коммунальных отходов вышеназванная организация оказывает с начала 2019 г. после проведения на федеральном уровне «мусорной реформы». Её суть в том, что услуги по вывозу мусора в крае оказывает одна организация, а её деятельность контролируют региональные власти.
С января 2019 г. все СНТ должны были заключить договор с регоператором. По факту это сделали не все. В 2022 г., пока не истёк трёхлетний срок исковой давности, регоператор начал активную претензионную работу. Появились десятки судебных приказов о взыскании с юридических лиц разных сумм задолженности от 100 тыс. до 1 млн. руб. В этот перечень попали и СНТ, в том числе и березниковские.
Потом начались суды. Чаще всего региональному оператору удавалось взыскивать средства за вывоз ТКО с организаций, кооперативов, предпринимателей, даже если по факту услуга не оказывалась. Закон в этом случае на стороне истца. Если региональный оператор направил в адрес СНТ договор, но товарищество его игнорирует, то он всё равно считается заключённым.
Нескольким СНТ в Пермском крае удалось доказать, что они ничего не должны. Например, СНТ «Яблонька» в Добрянском районе. На суде представители СНТ делали упор на то, что между сторонами не было отношений до 4 июня 2024 г., место накопления ТКО не было согласовано, и фактически услуга по вывозу мусора в спорный период не оказывалась. Мусор вывозили сами дачники, но не в то место, которое указано в договоре, а какими контейнерными площадками они пользовались – неизвестно.
Представителям СНТ «Яблонька» целый год пришлось защищать свою позицию в суде. Они считают, что им помогло решение Верховного суда РФ, в котором указывалось, что место оказания услуг – существенное условие договора.
Увы, то, что удалось выиграть один суд, ничего не значит для других СНТ. Поэтому судебные приказы продолжают выносится. И далеко не все из них СНТ удаётся отменить. При этом взыскиваются крупные суммы, которые могут обанкротить садовое товарищество.
Иногда такие дела приходится рассматривать нескольким инстанциям, которые принимают разные решения. В СНТ уверены, что если услуга фактически не оказывалась, договор не подписывался, то и платить не за что.
В реальности бывает наоборот. Судя по всему, логика регионального оператора такая: если контейнерная площадка не зарегистрирована, то её нет. Значит, отходы складируются в других местах, откуда их вывозит он, регоператор.
Судебная практика складывается по-разному. С одними СНТ заключены мировые соглашения о рассрочках, с другими судятся, а некоторые уже заплатили долги по судебным приказам.
Платить региональному оператору за вывоз коммунальных отходов должны все СНТ, поэтому лучше сделать всё возможное, чтобы не копить долги. Что именно потребуется?
Ещё региональный оператор напоминает, что строительные отходы, ветки, стволы спиленных деревьев и автомобильные шины относятся не к ТКО, а КГО (крупногабаритным отходам). Их вывоз регоператор производит только по договорам с физическими лицами. СНТ – это юридические лица, и они должны самостоятельно заключать договоры на вывоз КГО.
Автор Ирина Гросу