Жаловаться на единственную дорогу, ведущую в Лысьву, жители начали в конце весны, когда компания «ГРАВА» стала разрабатывать песчаный карьер в трёх километрах от посёлка.
Щебёночное покрытие пришло в негодность из-за активного движения гружённых песком самосвалов, поднимающих облака пыли. Жители оставляли в соцсетях возмущённые комментарии:
– Большегрузы с такой скоростью гоняют, что на трассе так себе не каждый позволит. А бедный мост через р. Нечаиха дак и вовсе рухнет. Ему очень много лет, он очень старый.
– Даже воздух не успевает просеиваться от многотонников.
– Это очень большая проблема, потому что, бывает, идут 18 грузовиков один за другим. Мою машину не видно из-за пыли, я тоже ничего не вижу, только туман. Обеспыливание производится не в том объёме, в котором надо.
– Вся дорога продавлена большегрузами, да ещё и навалили строительного мусора, с колёсами приходится прощаться.
– Невозможно до посёлка привезти стройматериалы, все отказывают в перевозке.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мэрия заключила с компанией «ГРАВА» договор о безвозмездном обслуживании дороги и её ремонте. Разработчик карьера отсыпал дорогу щебнем. Но есть участки, требующие повышенного внимания. Их нужно регулярно подсыпать, чистить водоотводные канавы, убирать грязь с асфальта основной трассы, если из-за неё появляется угроза безопасности движения.
На мосте через речку Нечаиху выставили ограничения грузоподъёмности. Глава города Алексей Казаченко в «ВКонтакте» писал, что осмотр несущих конструкций моста проводится еженедельно, а разработчик карьера подтвердил намерение подготовить предпроектные решения по реконструкции моста. В Лысьве создали инициативную группу, которая встречалась с представителями подрядчика и управления благоустройства, чтобы обсуждать связанные с дорогой вопросы.
Мы решили посмотреть, как обстоят дела на 12-километровой дороге, ведущей в Лысьву. Отправились туда на редакционной машине в один из погожих сентябрьских дней.
Как только съезжаем с основной асфальтовой трассы, смотрю внимательно. То и дело навстречу попадаются большегрузы, окружённые облаками дорожной пыли, из-за которой трудно что-то рассмотреть. Начинаю считать самосвалы – один, другой, третий. За всё время нашего движения до Лысьвы нам навстречу попались восемь гружёных машин.
На пути до Лысьвы несколько деревень – Лубянка, Полом, Нижние и Верхние Новинки. Несмотря на пылищу, которую поднимают грузовики, дорога возле населённых пунктов влажная, значит, здесь недавно работала поливальная техника. Приглядываюсь: точно, впереди поливальная машина. Её мы не догоняем, потому что я прошу водителя остановиться.
Слева от дороги – песчаная площадка, по которой движется экскаватор. Выхожу из автомобиля, машу рукой, привлекая внимание человека в кабине. Мотор глохнет, мы разговариваем. Экскаваторщик объясняет, что эта площадка – накопитель, где песок складируют впрок, а потом грузят его в самосвалы. А сам карьер, где идёт разработка, находится в семи километрах.
Дорога, ведущая в Лысьву, за исключением пыли от большегрузов, показалась комфортной. Ни ям, ни ухабов. Въезжаем в посёлок. У автобусной остановки – большая группа людей. Я было подумала, что они ждут автобус в город. Оказалось, нет. Ожидают молочную продукцию, которую привозят на продажу из Касиба. Расспрашиваю про дорогу.
– Испортили нам дорогу, – выкладывают жалобы люди. – Её за лето ушатали, ездили, бряк-бряк. Дорога мягкая, она продавливается. Глину подморозит, как по ней ездить? А колёс сколько здесь протыкали! Всё потому, что в ямы зарывали строительный мусор. Ещё жалко жителей домов с улицы Жарова, там слышен стук, шум экскаваторов целый день и до ночи.
Оставляем собравшихся ждать молочку, а сами заезжаем в поселковый магазин. За прилавком – женщина средних лет в платочке, хозяйка торговой точки Анна Шеина. Она сама ездит за рулём, так что тема ей близка:
–У меня были проблемы с доставкой товара, «ГАЗели» к нам отказывались ехать из-за состояния дороги. Сейчас стало получше. Ей сейчас занимаются, поддерживают в нормальном состоянии. Но после хороших дождей опять будет невозможно проехать.
Возвращаемся в город. Там, где после щебёночного покрытия начинается асфальт, вижу у обочины поливальную машину, рядом водитель. Останавливаемся, спешу к нему.
Андрей управляет комбинированной дорожной машиной, которую используют для различных целей, в том числе и для обеспыливания. Андрей работает в той компании, которая разрабатывает карьер и должна обеспечивать содержание дороги. Он рассказывает, что в организации две машины, которые поливают дорожное покрытие и днём, и ночью.
Сейчас водитель остановился, потому что спустило колесо.
– Я сегодня машины четыре вылил, а за смену получается семь или восемь раз, – объясняет Андрей. – С помощью этой машины можно не только поливать, но и подметать, убирать грязь, это мы тоже делаем. А вот мой начальник едет, – кивает водитель в сторону приближающегося автомобиля.
Машина останавливается, я приступаю с вопросами к сидящему за рулём.
– Вы начальник?
– Предположим. А вы кто?
– А я из газеты, приехала на дорогу посмотреть, люди жаловалась.
Выясняю, что требуется делать, чтобы дорожное покрытие оставалось нормальным.
– Эту дорогу мы были вынуждены взять на безвозмездное содержание с июня. Регулярно производится профилирование проезжей части, причём с добавлением свежего материала, постоянно посыпаем щебнем, когда пыльно – работает КДМ, – отвечает Александр Судницын, начальник участка ООО «ГРАВА». – Может, жителям что и не нравится, но это производство, мы же должны как-то работать. Дорогу мы в любом случае поддерживаем и будем поддерживать в нормативном состоянии. Если где-то появляются проблемные участки, сразу принимаем меры.
Прощаемся. По дороге думаю, что меры эти точно придётся усилить, когда настанет сезон дождей. А в мэрии обещают ввести ограничения движения самосвалов во время осенней распутицы. И советуют о нарушениях (переполненных кузовах самосвалов, работе в ночное время, отсутствие ремонта дороги) сообщать в управление благоустройства, желательно с фото-видео доказательствами. Тел. 20-14-54 (доб. 712), E-mail: blagoustroistvo@list.ru.
Автор Ирина Гросу