Дорога выживания. Серия 11. Вожденье любит тишину

Герои статьиГерои статьи
10 мая 2023 12:44
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Продолжаем публикации статей в рамках нашего проекта «Дорога выживания».

В СССР глухие и слабослышащие получили право водить автомобили в 1972 г. На это решение повлияли настойчивость Всесоюзного общества глухих, хороший зарубежный опыт, положительное заключение государственной экспертной комиссии.

Всё началось с экспериментального обучения глухих водителей в автошколах Москвы в 1960-х гг. Затем географию эксперимента расширили: за пять лет в крупных городах и союзных республиках СССР в автошколах отучились и успешно сдали экзамены более 2 000 человек с нарушениями слуха.

С этого исторического решения, приравнивающего в правах глухих водителей к слышащим, прошло более 50 лет. Но многие до сих пор, сталкиваясь с глухим водителем за рулём, демонстрируют искреннее удивление и иногда нескромный интерес.


Сергей и Татьяна Черкасовы

Если взрослые стараются контролировать эмоции, ведут себя сдержанно, то у детей реакция на лице написана. Об этом мне рассказали Виктор и Мария Козины, Вадим Ахматгараев, Сергей и Татьяна Черкасовы, глухие и слабослышащие березниковцы. 

Разговор состоялся в редакции, куда я их пригласила, потому что – честно признаюсь: узнав, что в Березниках глухие и слабослышащие водят машины, сама испытала удивление и профессиональный интерес. Мои гости на встречу приехали на личных машинах.


 

Следи за руками, читай по губам

С Татьяной Черкасовой мы говорим о жизни и проблемах глухих и слабослышащих людей в городе не первый раз. Это Татьяна рассказала мне, что глухие водители в Березниках – не редкость, и помогла организовать встречу со своими друзьями. Деятельная Татьяна буквально на днях стала сурдопереводчиком Пермской региональной организации Всероссийского общества глухих.

Черкасова уверенно перечисляет с десяток имён своих знакомых глухих, имеющих водительские права. У моих гостей-мужчин – солидный водительский стаж, на троих больше 50 лет. А их спутницам жизни комфортнее на пассажирском сиденье.

Татьяна Черкасова читает мои вопросы по губам, а затем с помощью жестового языка передаёт их друзьям. Они, активно общаясь между собой, отвечают тоже жестами, а затем из уст Татьяны я получаю ответ. Так происходит наша беседа, неловкости или недопонимания нет. Мои гости открыты, улыбчивы; признаются, что журналисты ранее не интересовались темой глухих за рулём, и им самим интересно её обсудить и прочитать в газете.


 

Более внимательны

Ещё до встречи в редакции Татьяна убеждала меня, что большинство водителей следят за дорогой глазами, а слух для оценки ситуации практически не используют.

– Посмотрите, как водят машины молодые водители. Музыка в динамиках громко играет в салоне. Они себя и пассажиров не слышат. Глухие водители не отвлекаются на общение или посторонние шумы, более внимательны на дорогах и намного реже попадают в аварии, чем слышащие, – говорит Татьяна убедительно. – Конечно, и глухие, и слабослышащие попадают в аварии, но не всегда это их вина, и не всегда в этих ситуациях можно избежать столкновений.

– Как глухие водители общаются с инспекторами ДПС? – поинтересовалась я.

Как все водители, предъявляют документы. И показывают жестом: «я глухой», – объясняет Татьяна, прижимая ладони к ушам.

 
Маша, Виктор и задумчивый Вадим


 

Учиться было легко

В крупных городах из глухих слушателей автокурсов набирают отдельные группы, в которых параллельно с преподавателем работает сурдопереводчик. Занятия в «глухой» группе не отличаются от обычной: лекции, практика, экзамен. Инструктор, работающий с глухими, как правило, знает азы жестового языка. В небольших городах, таких как Березники, глухие курсанты автошкол обучаются в общем потоке со слышащими, поблажек нет Помощниками выступают слышащие супруги или дети.

Перед тем, как выехать в город, инструктор подробно разбирает с глухим курсантом маршрут. Глухой автоученик следит не только за дорогой, но и реакцией инструктора, который жестами показывает, что всё хорошо (или нет). Экзамены на получение водительских прав глухие сдают так же, как и все. Кто-то даже с первого раза.

Смотрю: мой вопрос об экзаменах в ГИБДД вызывает активный диалог гостей. Татьяна объясняет мне, что обсуждали личный опыт сдачи экзаменов. Вот, для Виктора самым трудным в билете оказался «вопрос про трамвай». Остальное не вызвало проблем.


 

Какие проблемы?

Главной проблемой глухих водителей на березниковских дорогах мои гости назвали… ямы, особенно во дворах. Наверняка с этим согласятся и слышащие водители.

Иногда случаются незначительные конфликты во дворах. Не все соседи знают, что мои гости глухие. Специальный знак в виде жёлтого круга и трёх равномерно удалённых точек клеить на заднее стекло авто глухим водителям необязательно. Мои собеседники говорят, что большинству людей знак ничего не объясняет, зато может привлечь внимание тех, кто занимается автоподставами и промышляет мелкими автокражами. Поэтому глухие пишут записки и подкладывают под дворники: «Это наше место парковки, пожалуйста, переставьте свою машину».

Сергей Черкасов вспоминает случай, когда непреднамеренно стукнул чужую машину во дворе. Решали вопрос, вызвав автокомиссара. Человек вначале громко выражал недовольство, требовал деньги за ущерб. Потом понял, что конфликт будет улажен, и извинился за слишком бурную реакцию.


Виктор и Вадим обсуждают вопрос журналиста о помощи на дороге


 

Без посиделок в гараже

Мои гости признаются: автосходок и традиционных посиделок в гараже не устраивают. Машины им нужны с практической целью: ездить на дачу, в магазины, на работу.

Спрашиваю Машу:

Ты не указываешь мужу, как лучше ехать? Многие женщины сидят рядом с водителями-мужьями и раздают указания.

Маша смеётся и объясняет, что муж лучше знает дороги, чем она. А куда поехать за покупками, супруги решают заранее, ещё до того, как сядут в машину.

Друзья каждую неделю собираются на встречи в кафе, куда тоже приезжают на автомобилях. Летом компанией ездят на природу или по туристическим маршрутам.

Впрочем, далеко путешествуют не часто. Вадим Ахматгараев прошлой осенью съездил в Крым. По пути туда ДПС его ни разу не остановила, а когда возвращался домой, проверили машину. Вообще, если что-то случается на дороге, глухие и слабослышащие водители обращаются за помощью к близким или друзьям, или звонят на 112, а у незнакомцев помощи не просят.

В целом, глухие и слабослышащие березниковцы стараются помогать друг другу всегда, даже в бытовых ситуациях, когда требуется куда-то поехать или помочь что-то\кого-то отвезти.  Вот и меня после встречи Вадим подвёз домой.

Есть один момент, на который я почему-то обратила внимание. Мои гости, когда я спросила, какие у их авто ласковые прозвища, ответили, что не дают имена машинам.


Совместное фото на память 

Автор Татьяна Фельбер


 

«Дорога выживания» - проект-расследование, в рамках которого мы ищем ответы на сложные вопросы, беспокоящие многих горожан: почему в Березниках так много ДТП (и много ли)? Какие дороги особенно опасны? Почему наши дети не усваивают уроков безопасности? Кто он – водитель, который когда-нибудь убьёт на дороге человека и можно ли его «вычислить» заранее?

Вопросов много, ответов и мнений тоже. Расскажите, что нужно Березникам для повышения безопасности дорожного движения.
Предлагайте темы, которые надо исследовать, людей, с которыми надо поговорить, дороги, где требуется усилить контроль за движением и т.п.

Предыдущие серии проекта:

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Серия 4

Серия 5

Серия 6

Серия 7

Серия 8

Серия 9

Серия 10

 

березники дорогавыживания