Солнечный воскресный день, тренировочная, она же выставочная площадка для собак, которую пару лет назад строили по проекту инициативного бюджетирования, десяток разнокалиберных овчарок: корги, колли, шелти, южнорусские, длинношёрстные – ждут. Чего?
- Сегодня мы в первый раз проводим в Березниках тестирование пастушьего инстинкта (ТПИ), - рассказывает Надежда Солодягина, организатор и этой площадки, и этого тестирования, и массы других интересных и полезных мероприятий с участием собак. - К нам приезжает Елена Истомина со своими овцами из пермского ранчо. Она будет проводить тестирование для десяти собак: пять вельш-корги-пемброков, две южнорусские овчарки, колли, шелти, немецкая овчарка. Всё сегодня впервые для всех.
Может быть, поэтому владельцы немного волнуются, хотя это не сильно отражается на их собаках, которое обнюхивают территорию и друг друга, играют, знакомятся.
Ольга Ткаченко приехала на тестирование из г. Лесного Свердловской области:
- Мы так далеко приехали, потому что у нас в области нет такого тестирования, нужно ехать либо в Москву, либо сюда. Сюда ближе и дешевле. Моей вельш-корги семь месяцев, надеемся, что всё получится.
Елена Бондырева из Березников – тоже владелица корги, малышу Томи девять месяцев, он мил, добр и игрив. На вопрос, зачем сладкой булочке гонять овец, его хозяйка заявляет:
- Потому что он – овчарка! Порода вельш-корги создана, чтобы пасти овец. Я хочу дать собаке возможность почувствовать себя в своей стихии, самовыразиться, не глядя на меня.
Расспрашиваю владельцев собак, что именно должны сделать их питомцы, чтобы показать наличие инстинкта. Все только предполагают – никто ведь ещё не тестировался.
Юлия Дубровина приехала на площадку в качестве зрителя, привела чёрного со сверкающей шестью красавца – длинношёрстную овчарку Яшу:
- Думаю, собака должна проявить интерес к овцам, обратить на них внимание, не испугаться. Любую собаку для чего-то выводили, для какой-то работы. и если овчарки – пастушья порода, почему не использовать заложенные в них рабочие качества по назначению? Это интересно для собаки, полезно для её психики.
И вот машина с овцами въезжает на площадку. Из фургона кудрявую кучку выводит удивительная Шаня – бордер-колли, каких вы, возможно, видели только на экране. Несколько плавных, гибких, точных, бесшумных движений – и овцы плотной группой идут в тот угол площадки, на который указала Елена Истомина. Пока кроме шелти Шизгары, владелица которой Светлана Дроздова частенько пишет в «Березниковский рабочий» о своих любимицах, на овец никто из потенциальных пастухов не обращает внимания.
Первыми в загон на тестирование зашли Елена Бондырева и Томи. Если бы вы знали, какой это тяжкий труд – разбудить инстинкт в диванной подушечке! Елена и подзывала Томи, и толкала овечек, и даже по заданию судьи ухватила одну из них за заднюю ногу: мол, понюхай, Томи, какая забавная игрушечка. Щенок долго не понимал, чего от него хотят, но в какой-то момент понюхал дёргающуюся в руках хозяйки овечью ногу, тявкнул, овца вырвалась и побежала. И мы увидели чудо пробуждения инстинкта: Томи лаял и бегал за овечками, бросался на них… Правда, часто отвлекался на собак, посторонние запахи и на хозяйку, которая стояла, прижавшись к заборчику.
Такое пробуждение, к сожалению, случилось не у всех – тестирование прошли пять собак из десяти.
- Я надеялась, что инстинкт у моих питомцев есть, но мои девчонки тест не прошли – вместо овечек они пасли меня, - шутит Светлана Дроздова, которая привезла проверить шелти Шизгару и колли Дэльфу. - Как я только ни старалась их привлечь к овцам, бесполезно. Бордер-колли тоже периодически впускали в загон, чтобы она показала, как надо работать, но заинтересовать моих сугубо городских девчонок ей не удалось. Дэльфа вообще не стала близко подходить к овцам, словно вышла просто продемонстрировать свою роскошную шубу, а Шизгара не смогла понять, зачем ей нужны овцы. И всё же мы довольны интересным мероприятием, прекрасной погодой, общением с единомышленниками. Ко всему лично я так набегалась за овцами, что прокачала все органы и системы таким фитнесом.
Все прекрасно понимают, что милые «коржики», красавцы шелти и колли, которые из поколения в поколение растут как выставочные, сложно проявляют очень глубоко запрятанные инстинкты, поэтому им помогают все: судья, владельцы, собака-помощник Шаня и правильные овцы.
Правильные – те, которые не нападают на собак. С овцами для тестирования и соревнований работы проводят не меньше, чем с собаками: выбраковывают тех, которые разворачиваются и пытаются бодаться, проявляют агрессию к собаке. Таких боевитых овец отправляют в отару для хозяйственных целей – на шерсть и мясо. Только отобранные бяшки проходят подготовку для работы в загоне с неумелыми собаками.
Тренировка пастушьих навыков может быть только с инструктором, который понимает не только собаку, но и «читает» овец.
- Мы сегодня заходили к овцам со стороны хвоста, потому что пугливое животное может как убежать, так и пойти в атаку с перепугу, - говорит Елена Истомина, судья Российской кинологической федерации по рабочим качествам «пастушья служба». - Самое главное – научить собаку, что овцы от неё убегают, их можно догонять, и это весело. При таких играх сначала включится инстинкт преследования, а потом всё остальное. Колли и шелти – очень острожные собаки, как показывает практика им нужно больше времени, чтобы «включиться».
Все впечатлились профессионализмом Шани – собаки Елены Истоминой. Собака ни на минуту не свела глаз с овец, пока тестирование не прошли все, кто хотел. Её заводили в загон, чтобы мотивировать других собак, приказывали то спрятаться, то не давать овцам прижиматься к заборчику. Она никак не среагировала ни на одну собаку, пожелавшую познакомиться. Но как только испытания закончились и Елена Истомина вышла из загона, Шаня превратилась в такую же «сладкую булочку», как другие – бегала, играла, обнюхивала территорию, ласкалась, давала себя погладить.
- Шаня – бордер-колли рабочего разведения из московского питомника, собака-легенда, на которой построена вся пастушья служба Пермского края. С ней мы запустили пастушью службу в Ижевске и Челябинске, готовится база в Екатеринбурге, - рассказала хозяйка супер-пастушки. - Когда я в загоне, она работает и ничто её не отвлекает – это и есть инстинкт, очень хороший глубокий, сильный, закреплённый тренировками. Эта собака – находка, шедевр, даже наш заводчик удивляется и гордится нашими успехами.
Шане пять лет, Елена взяла её семимесячной, обе были совершенно не опытные в пастушьем деле и учились всему вместе. Сегодня Шаня работает, как бог, Елена признаётся, что без неё не стала бы судьёй.
Каждый владелец также хочет гордиться своей собакой, и если она показывает свои инстинкты – это повод для гордости. С другой стороны, есть положение о племенной работе РКФ и там прописано, что успешная сдача ТПИ – это допуск к племенной работе. Вот зачем городским «сладким булочкам» всё-таки нужно проходить такое тестирование.
Автор Яна Агеева