В березниковской школе №24 уроки ведут четвероногие «педагоги»

18 мая 2023 09:35
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Ученики начальных классов школы №24 города Березники весь май изучают новую тему с помощью необычного «педагога».

Клуб любителей собак и клуб собаководов «Лига сил» (председатель Надежда Солодягина) реализует на базе школы №24 проект «Собаки Победы». Кинолог с собакой приходит на урок к ребятишкам, рассказывает, какие задачи выполняли на фронтах Великой Отечественной хвостатые друзья человека и показывает, что умеет собака, прошедшая курс дрессировки. На один из таких уроков пришла и наш корреспонтент Яна Агеева.


Собаки-сапёры участвовали в разминировании крупнейших городов, мостов, дорог, культурных объектов, полей. Самая известный из них пёс – Джульбарс  - был  удостоен чести участвовать в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. Джульбарс был ранен в лапы, поэтому его несли на руках.


 

Вот это морда!

О том, что проект этот зрел в голове много лет, Галина Семёнова, член клуба собаководов, владелица ротвейлера Карая, рассказывает мне в кабинете завучей, тесном от коробок с подарками и рисунками, кое-где из пакета выглядывает хвостик Георгиевской ленты – весь май тема Победы актуальна. Тесно здесь ещё и от вальяжно развалившейся туши чёрно-рыжей собаки с блестящей шестью, здоровенными лапами и словно бы улыбающейся мордой. Невольно вспоминаю старый анекдот: «Таким бы ртом да медку хлебнуть!».


Карай, фото из личного архива его хозяйки

Галина улыбается этой фразе и рассказывает:

- Мне всегда хотелось донести до людей информацию об участии собак в Великой Отечественной. Каждый год мы 9 Мая празднуем, но никогда не говорим о собаках, а ведь они столько жизней спасли! А сколько своих отдали! Дети сегодня, бывает, обижают собак. Если мы будем больше таких проектов делать, больше им хорошего рассказывать, то ребята, может, добрее станут. В конце занятия я рассказываю про своего Карая, даю детям его погладить, учу правильно общаться с собакой.

- Но ведь ротвейлер больше ассоциируется с «другой» стороной той войны? – пытаюсь быть скептичной я, уже влюбляясь в симпатягу Карая.

- Собака не имеет политических взглядов, не разделяет чью-то сторону, - пожимает плечами Галина. - Она делает то, чему её научит хозяин. И были случаи, когда немецких овчарок, ротвейлеров – в Германии было много хороших, породистых собак – перевоспитывали и они воевали уже на нашей стороне.

Галина рассказывает, как в 1980 г., будучи ученицей пятого класса, выпросила у родителей свою первую собаку – эрдельтерьера Рэнку и сама дрессировала её. Когда вышел фильм «Приключения Электроника», Галя с Рэнкой оказались в центре внимания березниковцев. Ротвейлеры в её жизни появились позже и стали безусловной любовью с первого взгляда.

Звенит звонок на перемену, и мы идём в кабинет, где вот-вот начнётся необычный урок с педагогам-собакой. Дети, как водится, носятся сломя голову, но замечая могучего ротвейлера, стихают и быстро упорядочиваются вдоль стенок коридора.

- Вот это морда! Вот это лапы! Какой красивый! – слышен шепоток то там, то тут.

Кстати, все собаки, которых допускают к работе с детьми, и Карай в том числе, прошли специальный курс послушания на «отлично», выдержали все испытания серьёзной судейской комиссии и получили соответствующие сертификаты.


 

И слова новые узнали

Галина Семёнова рассказала ребятам, что в первый же день Великой Отечественной войны была объявлена всеобщая мобилизация не только для людей. Населению страны было предписано сдать в распоряжение армии собак, которые годились для прохождения курсов служебного собаководства. Это касалось и породистых псов, и двортерьеров: главное, чтобы были обучаемы. За годы войны в армию призвали около 68 000 собак, нёсших самую разнообразную службу: сапёры, диверсанты, подрывники, санитары, связисты, ездовые.

Третьеклассники педагога Натальи Романовой слушали рассказ Галины внимательно, но более пристально следили за поведением Карая – он опять вальяжно развалился перед доской, время от времени поднимая влюблённые глаза на хозяйку. А когда начались показательные выступления – Карай с лёгкой ленцой демонстрировал выполнение базовых и трюковых команд – все ученики повыскакивали со своих мест, чтобы видеть «цирк».

- Ребятам интересно увидеть большую, по-настоящему дрессированную собаку. Савелий, например, посмотрел на Карая, открыл атлас и нашёл эту собаку в книге. Детям представлена новая, необычная информация – о собаках на войне мы с ними не говорили. Они слушали внимательно. В плане образования этот урок был полезен – дети не знают некоторые слова, которые сегодня прозвучали, мы обязательно эти слова повторим и обсудим всё услышанное, - поделилась впечатлением Наталья Романова.

Тот мальчик с первой парты, который принялся искать Карая в справочнике пород – хорошист Савелий, признался, что ожидал видеть на уроке другую собаку – бульдога:

- Бульдог поменьше и популярнее. Когда нам сказали, что придёт учёная собака, мне было интересно посмотреть, я таких не видел ещё. Карай зашёл, и я немного испугался, но потом увидел, что он дрессированный и успокоился. Я с детства знал, что собаки воевали – в книге читал.

Его одноклассница Анастасия Леонтьева рассказала, что дома у неё живёт кролик, он не умеет команды выполнять, но «тоже прикольный»:

- А я ожидала увидеть алабая. Они большие, страшные, а если с ней дружить – добрые. Я собак не боюсь, умею себя вести, чтобы собака не набросилась: не дразнить, не кидать в них ничего. Некоторые у нас в классе так могут сделать... Самое интересное, что я сегодня узнала про собак: они могут с медицинскими сумками по полю ползти к раненому человеку. Я ведь сама хочу быть врачом.

Настя любит математику и рисовать, она сказала, что нарисовала бы Карая на природе: такая собака тёмная, а везде светло, полянка, цветы. Но для себя девочка давно выбрала породу: вельш-корги, потому что он маленький, весёлый, с большими ушами.


Собака-диверсант, например, специально обученная овчарка Дина, незаметно пробиралась к железнодорожному полотну, дожидалась поезда, оставляла перед ним вьюк со взрывчаткой, зубами выдёргивала воспламенитель и убегала. Мощный взрыв уничтожал и пути, и часть вражеского состава.  


 

Будем клуб создавать

Равиля Ишмурова, заместитель директора по воспитательной работе школы №24, объяснила, почему этот полезный и замечательный проект начал работать именно у них:

- Проект «Собаки Победы» предложила наш депутат городской Думы Венера Мухатаева, к которой с этой идеей обратился клуб собаководов. Мы приняли предложение, потому что детей надо приучать общаться вживую, а животные помогают отвлечь их от гаджетов и вывести на общение. Прошло уже пять уроков. Появилась идея создать клуб юных собаководов, где кинологи из взрослого клуба будут учить ребят дрессировать собак, ухаживать за со своими питомцами.

На прощание Карай сфотографировался со всеми желающими, попил водички и отправился с хозяйкой на прогулку, а ученики 3 класса побежали в столовую – уроки для них только начинались.


Самым продуктивным миноискателем был колли Дик. За время Великой Отечественной войны пёс нашёл более 12 000 мин, а однажды обнаружил в фундаменте Павловского дворца 2 500-килограммовую бомбу с часовым механизмом всего за час до взрыва. Дик прошёл всю войну, дожил до старости и был похоронен с воинскими почестями.

 

 

березники собакипобеды