В выставочном зале художественной галереи березниковского музея работает персональная выставка работ Юлии Лаптевой «Крылья сна». В экспозицию вошли произведения, созданные в разные годы и отражающие творческие поиски автора в живописи, графике и флористике.
Путь в творчество Юлия Лаптева начала в Березниках. Окончила профессиональное училище №28. Затем получила диплом Омского технологического университета по специальности «Художник-модельер».
Работала в изостудии «Колорит» вместе с Василием Егоровичем и Верой Александровной Аникеевыми и даже участвовала в совместной выставке вместе со своим мужем, художником Анатолием Агафоновым, и членами творческого объединения «Пятёрка».
Особым периодом творчества стала работа в драматическом театре, где Юлия создавала костюмы для спектаклей по произведениям Достоевского и Ибсена, которые ставил режиссёр-постановщик Владимир Тихонравов. В экспозиции выставки представлены эскизы для театрального занавеса, которые, увы, так и остались на бумаге.
С конца 1990-х Юлия жила и работала в Омске. В начале 2000-х увлеклась флористикой. Совершенствовала мастерство на авторских курсах ведущих мастеров флористического искусства в Италии и Франции.
В 2022 г. Юлии не стало. Мемориальную выставку было решено провести в Березниках, её родном городе, где начинался путь в искусство, где живут родные и друзья, в городе, который был местом её силы.
Ранний период творчества автора отмечен созданием живописных и графических работ, посвящённых размышлениям о многомерности природы человеческого естества, его духовности, проявленной или скрытой внутри физической сущности. Год за годом Юлия бережно прикасалась к сокровенным знаниям духовных учений. Параллельно с поисками Истины художница занималась практическими исследованиями собственных возможностей для дальнейшей творческой визуализации обретённых знаний.
Человек в работах Юлии Лаптевой выходит за границы распространённого представления о нём как о существе сугубо реалистическом и биосоциальном. Материальность его форм растворяется в «высоких» планах бытия. Такой взгляд рождает у автора иной акцент мировосприятия и обретает визуальное отражение в глубоко умозрительных композициях.
Художница чутко улавливала настроение идейного и социокультурного ландшафта, в котором находилась, и переводила его в нужное русло через линии и цвет, через стиль своих работ, через созданные флористические композиции.
На протяжении всего творческого пути Юлия много читала, много размышляла, а потому восприятие работ зрителем может строиться на нескольких планах в зависимости от его собственных знаний. Кто-то будет воспринимать их как самодостаточные и законченные с точки зрения композиции и тонального строя, коими они, впрочем, и являются. А кто-то решится на более глубокое прочтение и будет воспринимать их как визуализацию авторского понимания и представления прочитанного.
Концепт работ Юлии Лаптевой - Внутренний Космос, «торжествующий» или «спящий» внутри физического тела, неподвластен реалистическому методу изображения. Поэтому ряд работ строится на основе экспрессивной абстракции, которая проявляется в завершённых тонально-вибрационных живописных композициях. Такие произведения апеллируют к интуиции зрителя, восприятию им работ на глубоко эмоциональном уровне.
Иногда для отражения слияния физической и духовной ипостасей человека автор сочетает в работах хорошо узнаваемые реалистичные контурные или тональные абрисы человеческих фигур и наполняет внутреннее и внешнее пространства абстрактно-декоративными изображениями «внефизического» плана.
Отдельные графические композиции вписаны в формы, уподобленные клеточной биологической первооснове жизни. Вписанные в них композиции стремятся порой к упорядоченному орнаменту, что рождает у зрителя ощущение равновесия и гармонии.
Концептуальность замыслов привела художницу к созданию авторской мифологемы, включающей в себя образы «древа жизни» и «праматери одухотворенной человеческой Вселенной».
Все работы для выставки подготовил муж Юлии Анатолий Агафонов. Он провёл огромную работу по оцифровке произведений, графические листы небольшого формата были увеличены в масштабе, обработаны в специальных программах, напечатаны на холстах и доработаны в материале.
Такие технологии с факсимильным воспроизведением авторского подлинника, называемые жикле, популярны в современной музейно-выставочной деятельности.
Отдельный раздел экспозиции выставки составляют постеры с запечатлёнными на них флористическими композициями, созданными Юлией Лаптевой в разные годы. Обычные цветы автор превращала в изысканные произведения искусства, подчиняющиеся живописным законам композиции и цветоведения. Флористика для Юлии Лаптевой являлась не просто проявлением технического умения создания букетов, но проявлением умения видеть красоту вокруг себя, возможностью формирования эстетической культуры повседневности и создания в предметной среде дополнительного измерения, экологического. Именно концепция эстетизации интерьера лежит в основе созданных автором букетов, гармонично сочетающих разные оттенки и текстуры живых растений.
Юлия Лаптева считала, что гармония окружающего пространства способна наделить человека, погруженного в повседневность, желанием творить, познавать себя, сделать его свободным и счастливым.
Автор Мария Кучева, старший научный сотрудник Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова.
Фото работ: Ю.Красных
Портрет: из личного архива
Адрес: пр. Ленина, 43, тел. 20-14-15.
Режим работы: ср., пт., сб., вс.: 10:00-18:00; чт.: 12:00-20:00; пн., вт.: выходной