Смотреть на завод и вдохновляться

25 мая 2023 10:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Могут ли виды березниковских химических предприятий стать источником творческого вдохновения? Вполне. Об этом рассказали березниковские художницы Екатерина Найдёнова и Елена Шарецкая, побывавшие на производственных площадках и написавшие индустриальные пейзажи.

Обе художницы вместе с коллегами по творческому цеху стали участницами двух проектов: «Индустриальный пейзаж» филиала «Азот» компании «Уралхим» и «Калийные этюды» компании «Уралкалий». Березниковским художникам предоставили возможность побывать на промплощадках предприятий, познакомиться с производством, а потом отразить свои впечатления с помощью кистей и красок.


 

Монументальность и монотипия

Арт-проект «Индустриальный пейзаж» посвящался 90-летию «Азота» и города Березники. Он объединил известных местных художников, членов Союза художников России.

На предприятии организовали цифровой пленэр. Девять художников сделали более тысячи кадров промышленной площадки завода. Они послужили основой для написания картин, которые рассказывают о сегодняшних днях «Азота», ровесника г. Березники. Так на свет появились 34 работы, выполненные в разных техниках. Увидеть их можно было в корпоративном музее филиала «Азот» и в Березниковском историко-художественном музее им. И. Ф. Коновалова.

Екатерина Найдёнова, одна из организаторов и участниц проекта, заведующий художественной галереей Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова:

Меня особенно впечатлила монументальность, грандиозность завода. Первое, что я увидела – множество интересных фактур, потом они стали перерастать в образы… А когда нас подняли на гранбашню и мы увидели завод с высоты птичьего полёта, захватило дух.

Тогда, как вспоминает Екатерина Найдёнова, у неё появилось желание передать монументальность завода, поэтому она выбрала в качестве техники монотипию. Это разновидность графического искусства и техники печатной графики. Монотипию, рассказывает Екатерина, любил использовать при создании работ её отец, известный березниковский художник Леонид Плесовских.


Екатрина Найденова, фото Березниковский историко-художественный музей

Пишешь типографской краской на стекле, а потом впечатываешь в лист бумаги. Эта техника даёт результат одного листа, и очень неожиданный, – объясняет художница. – Ты не знаешь наверняка, что получится в итоге.

Сначала была пробная работа – лестница, увиденная в одном из цехов, где художница опробовала разные приёмы монотипии. В итоге родился триптих, который, как объясняет Екатерина Леонидовна, позволяет передать разные грани восприятия завода, увидеть его монументально-величественным, реалистичным и даже романтичным.

Интересно, что одна из работ Екатерины Найдёновой с видом завода послужила образцом для оформления сумки-шоппера на мастер-классах на открытии выставки «Индустриальный пейзаж» в корпоративном музее «Азота» и арт-вечеринке в честь юбилея предприятия в прошлом году. Этот рисунок участники наносили с помощью трафарета.


 

Мирсаиду не снилось

Елена Шарецкая рассказывает, что, на промышленной площадке «Азота» она побывала с большой радостью от того, что смогла встретиться с заводом, как со старым знакомым. Она когда-то работала в одном из его цехов в качестве художника-оформителя.

Завод очень изменился, он стал такой нарядный, – поделилась впечатлениями Елена. – Поразила его мощь, сложность и слаженность механизмов и оборудования.

Посетив промплощадку, художница создала несколько работ маслом. Одна из них – «Завод зажигает огни». В вечерних сумерках на промплощадке включают свет, и завод выглядит ярко и даже сказочно.

Ещё Елена создала серию этюдов, которая показывает в производственных реалиях что-то необычное. К примеру, на одной из картин, изображающей трубы, кажется, что на зрителя смотрят широко распахнутые, удивлённые глаза. Она так и называется: «Эти глаза напротив».  

Появилась после посещения промплощадки и серия графики. Одна из них называется «Мирсаиду и не снилось». Мирсаид Ардуанов – легендарный первостроитель, участник строительства Березниковского содового завода и химкомбината, мог ли он представить силу, мощь и масштаб современного производства? На картине Елены Шарецкой прошлое переплетается с настоящим, а вид у первостроителя немного удивлённый. 


 

Да здравствует небо!

В проекте «Калийные этюды» участвовали 16 художников Верхнекамья. Они побывали на промплощадках компании «Уралкалий» в Березниках и Соликамске, смотрели поверхностный комплекс, а затем спустились в шахту. Каждому гостю вручили подарок – холст на подрамнике для будущих картин. Выставку работ можно было увидеть музее «Уралкалия» в Березниках и Соликамске, а скоро ей предстоит отправиться в Ханты-Мансийск, она будет размещена в знаменитом Музее Природы и Человека.  


Участники проекта «Калийные этюды» 

Особенно впечатлило художников пребывание под землёй на глубине 400 метров.

Мне очень понравилось, что мы открывали выставку белыми холстами, которые нам подарили, и смогли наполнить их своими впечатлениями, – рассказала Екатерина Найдёнова. – Когда попадаешь в подземную стихию, внутри тебя начинаются серьёзные изменения, нужно привыкнуть видеть и слышать по-новому. Поразила разница фактур подземных пластов. Поэтому я в своей работе сделала акцент на фактурах. И ещё одно сильное впечатление – пронзительно-голубое небо, особенно яркое после тёмной шахты. Каким было счастьем увидеть его снова! Свою работу я назвала «Фактура и ценности».


 

Верное направление

Старший брат Елены Шарецкой много лет трудится в шахте на Четвёртом калийном. И художнице посчастливилось побывать на горном участке, где он работает, увидеть, как действует комбайн. На этой машине оставил автограф легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов, когда побывал на экскурсии в шахте. Своей рукой на дверце комбайна он вывел: «Бригаде с огромным уважением».

Одну из своих работ Елена Борисовна так и назвала: «С огромным уважением», что, конечно же, относится к нелёгкому шахтёрскому труду. Другая работа называется «Направление».


Елена Шарецкая и её картина «С огромным уважением»

Меня удивило, что с помощью шнуров с отвесами из кусочков соли маркшейдер задаёт верное направление движения горного комбайна, – рассказала художница.

Именно этот момент запечатлела на холсте Елена Шарецкая. Верное направление жизни выбирают все, кто честно трудится, как шахтёры, каждый на своём месте.

Производственные пейзажи Елены Шарецкой и другие её работы можно увидеть на персональной выставке художницы, которая в эти дни проходит в Березниковском историко-художественном музее им. И. Ф. Коновалова. 

Автор Ирина Гросу

Фото Юлия Тумановская

березники уралкалий художники