Папаша в гости к нам

Алексей Ильич Герасимов ещё недавно  был главным редактором муниципальной газеты, которого его сотрудники – молодые ребята - называли «Папашей». Сейчас он работает в проекте «Малые города — удивительные достопримечательности», который реализует екатеринбургский Фонд развития краеведения на Урале и портал «Наш Урал» при поддержке Фонда президентских грантов. Суть его в проведении мастер-классов для жителей малых городов Урала, где людям помогают освоить навыки по разработке собственных туристических продуктов, по их освещению в СМИ, социальных сетях и других каналах коммуникации.

24 и 25 ноября команда проекта работала в Усолье, и мы встретились с Алексеем Ильичом, поговорили о важности продвижения малых городов Урала, их туристической привлекательности и о том, как работа в «глубинке» меняет человека.

Проект довёл

- Алексей Ильич, что вас привело в Пермский край, ведь, насколько я знаю, вы руководите работой проекта в других регионах, не у нас?

- Да, моё основное направление не Пермь, а Тюмень и Оренбуржье – там я несу ответственность за работу проекта. Сюда я приехал с нашей молодой командой в качестве координатора проекта, этакого старшего товарища. В Тюменской области мы уже отработали, сейчас завершаем работу в Пермском крае и в декабре-январе поедем в Оренбуржье. Мы немного отстаём от первоначального графика, проект должен был стартовать в марте и в ноябре уже завершиться. Но пандемия внесла коррективы в наши планы. Как только возможность поехать по городам Урала появилась, мы стартовали. Ну, и мне интересно своими глазами увидеть регион, о котором я наслышан.

- Я правильно поняла, что ваша команда приезжает в малые города и помогает местным жителям понять, какую туристическую ценность представляет их территория и как о ней рассказать?

- Наверное такое понимание несколько узко. В том плане, что непосредственно задача проекта – показать людям, как можно презентовать достопримечательности своего района, то, что реально людей интересует. А глобальная цель проекта – развитие внутреннего туризма, поскольку грант президентский, а президент активно пытается мотивировать людей, чтобы они продвигали свою территорию, привлекали туристов. На портале «Наш Урал» мы показываем маршруты, которые есть, сообщает интересные детали, которыми делятся участники нашего проекта. То есть у нас и просветительская работа, и информирование население, и, кроме того, мы даём инструмент, с помощью которого люди могут самостоятельно размещать информацию о своей территории. Если они решают, что хотят размещать эту информацию на нашем портале, мы даём такую возможность. В ходе проекта мы уже разместили более 4 000 статьей по интересующей пользователей тематике. И это статьи от местных жителей. Я уверен, что местный житель знает о своём населённом пункте больше, чем есть информации в интернете, чем расскажет экскурсовод музея. Если он здесь родился и вырос, он такие места может показать!

- Но часто люди, которые живут в интересной местности к ней настолько привыкают, что не замечают, не видят в ней ничего особенного, воспринимают как нечто обыденное. Вы и функцию «свежего взгляда» выполняете?

-  Может быть у нас и свежий взгляд, но он не глубокий, поверхностный. Местный житель может рассказать, как его дед, будучи ребёнком, лазил в подземном ходе, которого сейчас уже нет. Кто-то вспомнит, как в детстве боялся ходит к храму, монастырю или заброшенному старинному дому, потому что там приведения были. Вот, к примеру, мы были в Купросе, это село рядом с Кудымкаром, там в храме школьники чуть ли не в 1980-е гг. нашли настоящий клад, а об этом нигде не написано. И сам храм в Купросе сделан по необычной технологии, по которой строились корабли – другого такого, как говорят, в России нет. То есть такие вещи мы узнаём и, конечно, рассказываем о них. Но мы один-два подобных элемента для себя отметим, а местный житель может больше рассказать, глубже осветить особенности своей территории. А если он ещё и подготовленный, а на наши мастер-классы, как правило, приходят краеведы, библиотекари, музейщики, то эффект ещё более значимый. Мы приглашаем и предпринимателей на свои мастер-классы, потому что это самая тяжелая позиция в российском туристическом бизнесе, пытаемся донести, как работу можно выстраивать.

Влюбился в Кудымкар

- Сколько городов в Пермском крае вы уже объехали?

- Восемь городов и близко к ним расположенные населённые пункты мы объехали по плану проведения мероприятий проекта и ещё в некоторые места заехали по собственному почину – похулиганили немного. Начали мы в Чусовом, потом были Губаха, Кудымкар, Чернушка, Очёр, Чёрмоз, Верещагино, побывали в Усолье, сейчас поедем в Красновишерск, и завершим поездку в Александровске.

- Насколько люди в Пермском крае готовы работать в том направлении, которое вы продвигаете? Какое мнение, впечатление сложилось о нас?

- Сложно ответить на этот вопрос. Те города, которые мы проехали, все очень разные и люди там разные. Когда мы после Тюмени приехали в первые три города Пермского края, заметили, насколько люди в регионах разные. В Пермском крае, как нам показалось, больше людей активных и заинтересованных. В Тюменской области мы тоже очень много узнали, я никогда не думал, что там может быть столько интересного, история богатейшая, люди хорошие, всё замечательно, делятся с нами, но активной отдачи, чтобы писали, рассказывали не получилось. Их надо подталкивать немного. Здесь люди, как ни странно в этом отношении более открытые, готовые к сотрудничеству, хорошо понимают, зачем это надо. Потом здесь на мероприятиях больше создаётся камерная обстановка, возможно, это связано с количеством участников мастер-классов. Здесь залы небольшие, диалог получается совершено другой.

- Вы работаете больше с организациями, учреждениями культуры или всё же с энтузиастами?

- Надо понимать, что у музейщиков и библиотекарей есть свои планы, которые надо реализовать, и задачи, которые надо решить. Работу с нашим проектом даже общественной нагрузкой не назовёшь, тут или человеку дано задание написать о территории или он сам загорелся и включился в работу. Но человек так устроен, что два-три дня и новое событие его отвлечёт, затянет. Поэтому мы стараемся работать с руководителями библиотек, музеев, чтобы они подвогнали людей к написанию материалов. И в этом плане ваше Усолье меня поразило. Елена Аркадьевна (Вшивкова – Прим.ред.), директор музейного комплекса «Усолье Строгановское», эта дама моего возраста, успевавшая во власти поработать, такой энергичный человек с компьютером в голове. Она первая с начала проекта моментально уловила, что мы предлагаем, причём ещё до того, как мы приехали. И когда мы начали мастер-класс, пообщались, она рассказала нам всё то, что нам и было нужно, позвала тех людей, которых надо и она с ними будет работать. Она, очевидно, поняла, любому работнику культуры выгодно выходить на такую специализированную информационную площадку, как наша.

- А поразило ли вас какое-то место, город, село в Пермском крае?

- В Пермском крае, безусловно, своя культура, совершенно отличная от других. Строгановская тема, к примеру, есть и у нас в Свердловской области, тот же посёлок Билимбай, где они строили свои заводы. И порядки, которые у нас существовали, похожи с вашими. Но у нас больше прилипли к заводской культуре, здесь же тема историческая исследуется шире, объемнее что ли? Не знаю, чем это объяснить, не говорю, хорошо это или плохо, но отличие есть. В какое место я влюбился? В Кудымкар. Вот честно. Я и в город влюбился и в кухню, которую нам там довелось отведать. Мы попали в кафе, взяли меню, а там: посикунчики, икра из белых грибов с груздями… Мы это меню читали, как художественную литературу. Это, я считаю, уникальный пример того, как надо вести бизнес совместно с историей. Там один предприниматель этим занимается, он понял, что это направление пойдёт. И сейчас из Екатеринбурга туда собираются в гастрономический тур несколько моих бывших коллег. Сын мой собрал среди своих товарищей, друзей и знакомых этакий неформальный «Клуб любителей попутешествовать», так вот они тоже туда планируют.

Дальше от Кудымкара мы проехали в Пожву, о которой тоже мало кто знает, а там такие были заводы – пароходы на них делали! Для людей это удивительно, но есть одно «но».

Я не хочу никого обидеть, но больно смотреть, в каком состоянии в Пермском крае культурное наследие: много старинных зданий разрушено и не восстанавливается. Если в территорию от Перми и на север вложить нормальные деньги, восстановить хотя бы самые основные «точки». То же Усолье – жемчужина, а смотришь: там развалины, тут развалины. Жалко. А вообще я поражён всем увиденным и в Усолье, читал об этом, но не ожидал, что, прикасаясь к старинным зданиям, которым уже 300 лет и больше, буду испытывать такие сильные эмоции.

- Говорят, в руинах тоже есть своё очарование…

- Да, но только, когда их одна-две. А когда из 25 зданий только два восстановлены, извините, но это – разруха.

- Согласна, но с восстановлением исторических зданий везде туго.

- Люди бьются везде, почти везде денег не хватает. Органы власти должны хорошо работать. Они должны работать не на свой муниципалитет, а в общей связке. Когда все будут заинтересованы, тогда найдутся и способы, и формы, и люди, и деньги. Ведь привези в то же Усолье Путина, покажи, мол, вот жемчужина – нужны деньги. И даст. Но ведь кто-то должен с этим к президенту прийти. Вот я и говорю, что, в первую очередь, власть всех уровней должна быть заинтересована в комплексном развитии территории. Возьмите наше Верхотурье – пример административного решения. Росселя убедили, что надо вложить туда средства, он дал задание – дело сделали, исторические здания приведены в порядок, привлекают поток паломников со всей страны. Для Урала это, можно сказать, идеальный пример.

Здесь живая Россия

- Власть, по крайней мере в Пермском крае демонстрирует готовность развивать туристический потенциал территорий…

- Надо чтобы эти программы развития основывались на живой потребности людей. Творческих людей у нас море, людей, горящих на работе, и желающих что-то сделать тоже море, им надо давать возможность для самореализации. Люди должны понимать, что они могут свои идеи воплотить, реализовать. Бывает, человек раз предложит, другой, третий и махнёт рукой, будет просто исполнять поручения. У нас по большому счёту людской потенциал не используется – не принято. Нам менеджера поставить надо, который распишет и распределит деньги, а человека не замечают. А люди-то интересные, замечательные у нас есть. Сейчас для меня самое ценное – люди, они и есть настоящая, живая Россия. Проедьте по Центральной России – везде так. Творческий потенциал огромнейший. Я почему Кудымкар в пример привожу, можно этот потенциал и в бизнесе применить. А у вас в Усолье – просто поле шикарное для этого. Сюда и греки, и африканцы и кто хочешь поедут, если будет инфраструктура, ну и восстановить территорию надо.

- Вы на своих страничках в соседях пишете, что в результате работы в этом проекте, в процессе поездок у вас поменялось мировоззрение. Можете об этом рассказать? Что именно в вас изменилось, вы же человек с уже сформированной точкой зрения, со своим видением, пониманием мира?

- Во-первых, я, может быть, впервые в жизни осознал, что истинная Россия – здесь, в малых городах, в сёлах и деревнях. Во-вторых, некоторые исторические факты меня просто поразили. Поразили настолько, что я понял, что та история, которую нам когда-то преподавали – от лукавого. Поистине, историю пишут победители. Особенно я заинтересовался крестьянским восстанием 1921 года в Тюменской области. Нам говорили: кулацкое восстание, были белые и красные. А поработав в Тюменской области я понял, что белые и красные – одно и то же. И люди с обеих сторон воевали за одно и то же – хорошую жизнь. Только каждая сторона понимала её по-своему. И это только одни пример. В-третьих, я пересмотрел своё отношение к некоторым людям, я же говорю, что меня всегда больше интересуют люди. Так, я всегда думал, что музейные работники – это такие скучные, безынициативные люди, выставили прялку-мялку какую-то и всё. Но чем больше общаюсь, тем больше мне за это мнение стыдно, я понимаю, что люди работают, горят. И увидел я это именно в Перми.

Ну и главное, я всегда был сторонником административных решений, но сейчас я понял, что административные решения по большей части останутся фикцией, если не будет этой связки снизу. Пока не будет этой связки, ничего мы в стране не сделаем. Здесь не только культурный пласт и сохранение истории, здесь экономика замешана. Ну, представьте, построили в деревне с исторически и культурным наследием какие-то ребята гостиницу, кафе, аттракцион какой-нибудь поставили, и у местных мужиков работа появилась. Сейчас ведь работы у мужика нет, и он спивается. И мы теряем сейчас наше национальное богатство. Говорим, что надо возрождать Россию, поднимать дух, да не поднимем мы ничего, если не будем заниматься этими вопросами.


 Алексей Герасимов. Путевые заметки, опубликованные в соцсети (отрывки)

Кудымкар. Часть 1. Вкуснейшая местная кухня

…Хочу заострить внимание лишь на том, что вкуснее кухни, чем здесь, я не встречал за последние несколько лет. За экзотическими названиями скрывались по-настоящему вкусные и необычные блюда. Пельмени из щуки со шпинатным тестом и сырным соусом - зачет. Суп-крем из пиканов - зачет. Такой же суп, но с пистиками - зачет. Грибная икра из белых грибов и груздей - зачет. Лосятина и рыба в сказочных сочетаниях - зачет... Список можно продолжать и продолжать. Особняком же стоит поставить посикунчики с пистиками - просто улет.

Будете в тех местах, не поленитесь и отведайте всей этой вкуснотищи. Только ради одного этого в Кудымкар можно отправиться на несколько дней. За один день не стоит мечтать испробовать все те блюда, которые предлагают местные повара.

Совсем нелишней будет и экскурсия по городу. Особая культура наложила отпечаток на его облик.

Кудымкар. Часть 2. Купрос и Храм во имя свт. Николая Чудотворца.

Прошу прощения у посетителей, но решил показать этот храм с большим вниманием, чем многие другие объекты.

Во-первых, он построен во времена Строгановых в 1768 году. Во-вторых, он деревянный, хоть и на каменном фундаменте. В-третьих, в нем до сих пор сохранились элементы, которые использовали мастера в те времена. Ну и в-четвертых, у него своя история, изобилующая многими событиями, как старого времени, так и совсем недавних времен.

… впечатления от посещения этого храма до сих пор вызывают у меня множество положительных эмоций. Вот где расположился истинно Русский дух.

Кудымкар. Часть 3. Майкор. Замечательный музей

Немного отойдя от впечатлений от посещения Никольского Храма в Купросе, я вновь получил хорошую порцию информации к размышлению.

В Майкоре мы посетили музей, где оказалась богатая экспозиция. Меня, как бывшего «меднолобого» - так у нас называют плавильщиков, работающих у печки в медеплавильном цехе - всегда интересует, как трудились плавильщики на различных производствах в старые времена. И здесь я узнал много интересного для себя. Безусловно, в музее мы познакомились и со многими другими экспонатами, имеющими высокую историческую и художественную ценность.

Кудымкар. Часть 5. Пожва

Завершалось наше шестидневное путешествие по Пермскому краю в Пожве. Некогда большом промышленном центре, где даже пароходы строили.

Сейчас, конечно же, времена расцвета позади, но туристический потенциал здесь огромный. Стоит только уделить этим местам достойное внимание. Создать соответствующую инфраструктуру и можно привозить сюда туристов хоть из самых заморских стран. Они точно найдут поводы для удивления.

Кстати, с нами вместе от Кудымкара до Пожвы проехала девушка, которая разработала интереснейший проект обустройства территории Пожвы возле Храма и бывшего завода. Она не просто фантазерка, а профессионал, пусть пока еще и без громкого имени.

Вот бы собрать творческую группу таких молодых людей и поручить им разработку туристического проекта по всей дороге от Кудымкара до Пожвы. Я бы лично с удовольствием познакомился с таким проектом. Уверен, что он сможет завоевать прикладную перспективу.

Но пока это только благие пожелания. Важно только, чтобы не обломали крылья тем людям, кто готов обеспечивать сохранность истории своей малой родины. Мы много об этом говорим, но пока занимаемся всеми этими вещами только точечно. Выбираем лишь отдельные объекты. А хотелось бы, чтобы вопрос решался в комплексе. Тогда и люди сюда поедут в больших количествах, и средства появятся на дальнейшую работу. Запустится своего рода мультипликатор.

Ну вот, опять меня занесло. Или нет? Раз есть люди, готовые вложить в развитие внутреннего туризма свой интеллектуальный капитал, то могут же появиться и те люди, кто захочет вложить капитал финансовый.

Едем в Усолье

Пошёл восьмой день командировки в Пермский край. Проект «Малые города - удивительные достопримечательности» перевалил за свой экватор. Сегодня команда «Нашего Урала» покидает гостеприимный город Верещагино. Позади Чернушка, Очёр, Ильинский, Чёрмоз. По плану Усолье с ночевками в Березниках, Красновишерск и Александровск. Кроме этих базовых населенных пунктов мы посещаем села, посёлки и деревни в округе.

Все безумно интересно. Уверен теперь, что без таких путешествий нельзя понять Россию и дать объективную и заслуженную оценку нашим людям. Лично у меня мировоззрение изменилось полностью. Реальная история не в учебниках, а вот здесь. Настоящая жизнь не где-то в столицах, где она идёт по одним правилам, по тому алгоритму, который фактически навязан людям (они этого просто не замечают). Жизнь вот здесь. Она сложнее, менее комфортная, но она не бег по кругу с пустой тратой времени, с прожиганием самой жизни, с массой бесполезных действий. Здесь все выверено, все осознано и рационально. Здесь есть время жить, а не подражать кому-то.

Вот такие мысли обуревают меня в поездках по малым городам и селам Урала и Западной Сибири. Они спорные, но не для меня. Странно, конечно, в моём возрасте менять взгляды, но они меняются помимо моей воли. И я совсем этому не сопротивляюсь. Мне этот процесс очень даже приятен.