Театр – родник живой души

Труппа любительского театра при Березниковском содовом заводеТруппа любительского театра при Березниковском содовом заводе
19 апреля 2024 12:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Официально театральный возраст Березников невелик – всего-то 92 года. Начинается он с 1932 года, когда в ДК им. В.И. Ленина открылся Березниковский драматический театр. И всё же история театра в нашем городе началась гораздо раньше. Первое представление здесь состоялось в 1890-х годах. Дали его актеры кружка любителей сценического искусства березниковского содового завода акционерного общества «Любимов, Сольвэ и К».

«Театр в жизни России всегда был «тем родником живой воды, к которому тянется опаленными устами измученная и истерзанная душа», – писала в своей книге «Театр и зритель российских столиц: 1895 – 1917» театровед, доктор искусствоведения Ира Федоровна Петровская. Любовь к сценическому искусству завоевала сердца и наших с вами земляков.

В 90-х годах XIX в рабочем поселке при содовом заводе заводская интеллигенция создала кружок любителей сценического искусства. В то время он считался одним из самых сильных в числе самодеятельных театров Прикамья.

В основном играли на сцене интеллигенция и конторские служащие. Правда, привлекались и рабочие, выступавшие во второстепенных ролях и осуществлявшие техническое обслуживание.

В числе актеров-любителей много лет был счетовод конторы содового завода Николай Иванович Утин, у которого только в 1897 году 6 сыгранных ролей. В 1898 году он выступил в роли городничего в гоголевском «Ревизоре». Счетовод конторы березниковского солеваренного завода Николай Александрович Щекин выступал вамплуа «первого любовника».

Максим Алексеевич Соболев из числа технической интеллигенции содового завода играл Подколесина в гоголевской «Женитьбе» и Митрофанушку в «Недоросле».

Вдова пенсионера Олимпиада Лаврентьевна Кунавина исполняла роли характерных старух. Комические роли играл служащий содового завода Матвей Петрович Пономарев. В состав актёрской труппы также входили жёны заведующего строительными работами Девина и вице-директора Ребиндера.

Почитателями сценического искусства были Евгения Штюрмер – дочь управляющего заводом Александра Самосатского и сестра его жены Мария Бенискриптова. Мария Евграфовна, кстати, долгое время была актрисой, режиссером и распорядителем березниковской сцены.

В репертуаре театра были спектакли всех жанров. Особой популярностью пользовались водевили и комедии сцены из народной жизни, драмы Н. ГригорьеваИ. МясницкогоА. ПлещееваИ. Шпажинского.

Афиши, сохранившиеся в документальном фонде городского краеведческого музея, свидетельствуют: 2 февраля 1896 года в Усолье давался спектакль по пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтемся»; 27 декабря 1896 года в Березниках – спектакль по другой пьесе Островского «Трудовой хлеб. Сцены из жизни захолустья». Ставились «Недоросль» Фонвизина, «Власть тьмы» Толстого, «На дне», «Мещане» Горького. Сохранилась афиша, извещавшая о том, что 12 апреля 1898 г. «любителями сценического искусства имеет быть дан спектакль «Ревизор», сочинения Н. В. Гоголя», с припиской: «Печатать разрешаю, пристав 1-го стана Дмеховский».

Спектакли устраивались в воскресные и праздничные дни. Перед началом спектакля и в антракты для зрителей играл симфонический оркестр. На постановки стекались жители близлежащих городов, сёл и деревень. Билеты можно было приобрести в конторе содового завода, а в день спектакля – в помещении театра.

Судя по афишам, сохранившимся в музее Березниковского содового завода, стоили билеты недёшево. За место в первом ряду нужно было отдать 1 рубль 50 копеек (дневной заработок старшего машиниста при БСЗ), во втором – 1 рубль 25 копеек и так по убыванию. Места в последнем ряду со скамьями без спинок стоили 20 копеек. Дешевле всего было стоять, но и за это нужно было заплатить.

«Стоять – 15 копеек», – говорится в афишах.

Вырученные от спектаклей средства шли на благотворительные цели: «В пользу семейств утонувших рабочих», «Бедных учеников Ленвинского училища», «Усольского женского училища», «В пользу погорельцев в с. Лёнва», на приобретение театральных книг, покупку костюмов, изготовление и ремонт декораций.

Театр не имел своего здания. Спектакли давали в Усольском «Обществе семейных вечеров», в помещении общественного собрания села Веретьи, но чаще всего – в одном из зданий посёлка при содовом заводе.

По описаниям одного из любителей – Федора Николаевича Кулакова, сына служащего березниковского солеваренного завода, театральный зал мог поместить около трёхсот зрителей. Они располагались и на первых восьми рядах стульев, и на шести рядах скамей, и даже на «галерке».

Сцена, отделённая занавесом от зала, имела суфлерскую будку и оркестровую яму.

Правда, гримировочных не было, и потому, актеры готовились к выходу прямо на сцене, за закрытым занавесом и кулисами. Дававшиеся «с дозволения начальства» пять – шесть, а то и восемь раз в год на Пасху, Рождество и другие праздники, любительские спектакли проходили с неизменным зрительским успехом при переполненном зале, в котором были зрители не только из Березников и Усолья, но и ближайших сел: Зырянки, Веретьи, Ленвы , Дедюхина, Пыскора, Орла, и даже  Соликамска.

Со временем театр стал насколько популярным, что заводская администрация решила построить для него отдельное здание. Проект сооружения был заказан строительно-техническому бюро Александра Турчевича, спроектировшему посёлок содовиков. Интересно, что сам Александр Турчевич тоже был заядлым театралом и в течение нескольких лет даже являлся ведущим актёром Пермского театра. Поэтому создавая проект, он учёл все специфические требования для помещения.


Проект строительства здания театра. Автор: Александр Бонавентурович Турчевич-Глумов

Увы, проект театра при содовом заводе так и остался только на чертежах, а с началом революции в стране свою деятельность прекратил и сам театр.

Источник: пресс-служба АО «БСЗ»