Долгая дорога в чёрных песках

Жители посёлка. Фото размещено на стенде на площади памяти пос. ЧёрноеЖители посёлка. Фото размещено на стенде на площади памяти пос. Чёрное
05 декабря 2023 11:15
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

У этого посёлка много лет не было названия, он считался «почтовым ящиком». Его построили трудармейцы – русские немцы, которых выслали и заставили работать в наших краях.

Чёрное – так называется этот посёлок сейчас. Раньше он был закрытым, в его адресе указывался только почтовый индекс и номер почтового ящика. Посёлок построили трудармейцы.  Их предки несколько поколений населяли земли Российской Империи, а сами они были полноправными гражданами Советского Союза. Всё изменила Великая Отечественная война. Тех, кто носил немецкую фамилию, выслали с родной земли, многих разлучили с семьями и мобилизовали в трудармию.


В апреле этого года в Чёрном стараниями Анны Митраковой и её единомышленников организовали музей, посвящённый памяти первых поселенцев


 

Начиналось с колышка

Я побывала в Чёрном с группой путешественников в середине ноября. Крупный посёлок, большинство домов и дворов выглядят аккуратно, заборы покрашены. Здесь живут потомки этнических репрессированных немцев и русские, и за годы население перемешалось.

Мы на исторической площади. Местная жительница Анна Митракова знакомит нас с историей посёлка. Именно на это место 22 марта 1942 г. приехали трудармеец Николай Бланк и командир трудового батальона Иван Трошкин, которые вбили в мёрзлый грунт первый колышек, отмечая место будущего посёлка и хозпостроек. Кругом была тайга, снега. Высланные с родных земель русские немцы, мобилизованные в трудармию, возводили неподалёку, в Боровске, пороховой завод (ныне «Урал»). Люди стали сотнями погибать от голода и болезней. Тогда местный отдел НКВД решил, что нужна продовольственная база, и стал отправлять трудармейцев на строительство посёлка.

В мае 1942 г. сюда прибыла партия из 40 человек. Поставили три палатки. В двух – трудармейцы, в третьей – кухня. Началась корчёвка леса. Из Боровска пешком гнали каждый день бригады трудармейцев на строительство, вечером – обратно. Жили в палатках, позднее – в бараках.

Быстро возводились производственные помещения – птичник, коровник, свинарник, мастерские, овощехранилище, тепличное хозяйство, телефонная станция. Эти места называли «чёрными песками», потому что они ничего не рождали. Первые поселенцы для будущих урожаев возили сюда торф за 10 км, на себе, на санках, потому что техника появилась не сразу. Чёрным посёлок назвали, скорее всего, по названию протекавшей поблизости реки Чернушки, воды которой темнели от торфа.

Посёлок строили мужчины, оторванные от семей. Когда разрешили женщинам из близлежащих деревень наниматься в посёлок на работу, стали создаваться пары и семьи, а к кому-то потом приезжали родные.


Жители посёлка


 

Тайно вырастили поросёнка

Трудармейцы сносили все лишения, выживали, как могли. После войны им позволили строиться, и появились первые аккуратные домики, совсем крошечные.

Выехать за пределы посёлка было нельзя, только по специально оформленному разрешению с печатью. Все были лишены всех прав, даже скотину запрещалось держать. Анна Васильевна рассказала историю: в одной семье тайно вырастили поросёнка, мужчины пошли в лес его резать, за ними увязался мужик, который был немного не в себе. Его пришлось досыта накормить свининой, лишь бы не привлекал внимания.

Посёлок снабжал продуктами соликамский лесозаготовительный комбинат, детские сады, здесь выращивали отличные урожаи, даже помидоры и огурцы росли в открытом грунте, несмотря на суровый климат. В Чёрном открыли детский сад, клуб, хорошую школу.

Был даже свой большой духовой оркестр, – рассказала Анна Митракова. – Его приглашали на праздники в другие населённые пункты и в Соликамск, ездили на смотры, в посёлке у клуба проводились танцы под духовой оркестр. Немцы умеют работать и жить достойно в любом месте.


Маленькую комнату в музее обставили, как в середине 1950-х


 

Три обелиска

На исторической площади раньше стоял единственный гранитный памятный знак в честь вынужденных переселенцев – основателей посёлка. Пару лет назад при помощи благотворителей площадь преобразилась. Здесь установили три обелиска, посвящённые трудармейцам Чёрного, участникам Великой Отечественной и труженикам тыла из деревни Лога, которую присоединили к посёлку. Есть и стенды с фото из истории Чёрного. На центральном постаменте – надпись на немецком, выгравированы известные строки из стихотворения Камардиной (Зориной) «Трудармейцам-немцам».

Без боли слушать невозможно

Воспоминанья стариков,

Кто был переселён безбожно,

Покинул нажитое, кров.

Трудармия лишила многих

Здоровья, радости, родни.

До дней сегодняшних их держат

Оковы этой западни.

Народ врагами объявили

За что – не ведает никто.

Язык, традиции забыли

Скрывая даже, кто есть кто.


Многие жители Чёрного, когда стало можно, эмигрировали в Германию, но продолжали считать посёлок Родиной и раньше часто приезжали, чтобы навестить родные могилы


 

Шпрухам место

В апреле этого года в Чёрном стараниями Анны Митраковой и её единомышленников организовали музей, посвящённый памяти первых поселенцев. Там собрано множество вещей 1950-60 гг. и подлинных документов. Всё передали жители посёлка.

Вот граммофон с пластинками, самодельная колбасница, действующая машинка «Зингер», коллекция старых разнокалиберных утюгов… Маленькая комнатка (такие и были в первых домах посёлка) обставлена так, как в середине ХХ в. Кованая люлька-кроватка, вышитые дорожки, постель с подушками горкой, строчёные занавески и наволочки, кружевные накрахмаленные кармашки... В деревянном комоде - книга Псалмов 1876 г. выпуска на немецком готическом языке и старая Библия, тоже на немецком.


Музейная коллекция утюгов

Стены украшают шпрухи - картины с художественно оформленным изречением на немецком языке – о вере в Бога, семье, любви. Шпрухи в немецких домах висели над столом или кроватями.

С гордостью показала Анна Васильевна медали, которые привезли жители посёлка в 1954 г. со Всесоюзной выставки сельского хозяйства, и рукописную книгу об истории посёлка, созданную одной из жительниц.


Шпрухи в немецких домах висели над столом или кроватями


 

Наш Вагнер

Отдельный уголок в музее посвящён Евгению Вагнеру. Молодого военного врача за немецкое происхождение забрали в 1942 г. с фронта в трудармию и отправили на «чёрные пески». Его поместили в избу к жителям д. Бакалдиха. Люди были истощены, выполняли тяжёлые земляные и строительные работы, многие умирали.

В маленькой больнице, сделанной из засыпанных опилками и шлаком щитов, Вагнер принимал больных – трудармейцев и жителей окрестных деревень. Он пошёл на смелый шаг: показывал в ежедневных отчётах меньшее количество умерших за день, и за счёт этого отдавал ослабевшим людям пайки тех, кому они уже не нужны.

В 1946 г. Вагнер переехал в Березники, где ему разрешили работать в больнице. Репрессии не сломили его. Вагнер сумел стать выдающимся врачом, доктором медицинских наук, членом-корреспондентом АМН СССР, первым ректором Пермской государственной медицинской академии. Он почётный житель посёлка Чёрное, где память о нём, как и у нас в Березниках, бережно хранят.

Автор Ирина Гросу

история люди березники