Деревня разных сказок

Указатель на въезде в деревню ШишкиноУказатель на въезде в деревню Шишкино
19 октября 2023 12:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Журналисты Неперми побывали в Шишкино, где познакомились с исконным жителем, новоиспечённым селянином и одной весьма грозной собакой.

От редакции до деревни Шишкино, куда мы направились в начале октября, 45 км. Как сообщил сервис «Яндекс.Карты», ехать на машине предстояло 43 минуты, велосипедом мы добирались бы 3 часа 20 минут, а пешком и все 9 часов. До Шишкино можно доехать и рейсовым автобусом, который ходит по маршруту «Березники – Сороковая» в понедельник, среду, пятницу, субботу и воскресенье.

Благо, ехать по асфальту, в указанное для автомобиля время мы легко уложились.


Дорога, вымощенная кусками асфальта


 

Избушка на курьих ножках

Начали мы знакомство с деревней с того её конца, который ближе к Берёзовке – увидели дорогу, вымощенную не жёлтым кирпичом, но одинаковыми кусками снятого где-то асфальта. Выглядела дорога заманчиво и привела почти в сказку – к избушке-новостройке на курьих ножках, стоящую в тупичке, отдельно от деревни. В поле рядом с дорогой обнаружились грядки, уже убранные, молоденькие саженцы яблони, ещё почти совсем зелёные. А вот хозяев избушки дома не оказалось, поговорить не получилось.


Здесь часто встретишь кедры. С шишками, разумеется

Не получилось выяснить и когда была основана деревня на берегу реки Кондас в которой сегодня прописаны шесть человек, а проживают, судя по официальным данным, около 30. Известно, что в 1629 г. Строгановы пожаловали Пыскорскому монастырю земли, принадлежащие сегодняшнему Берёзовскому территориальному отделению города Березники, расположенные по берегам рек Кондас и Сирья. Территория нынешней деревни Шишкино – монастырская земля. Есть неподтверждённые сведения, что Шишкино, расположенное на берегу Кондаса и на дороге в Сороковую, было ямской станцией и существовало уже в конце XVIII в.

До 1959 г. здесь работала сельхозартель «Левинская» (с. Левино расположено в 1 км от Шишкино), которая вошла в укрупнённый колхоз «Путь к коммунизму» (в него же слились сельхозартели «Путь Ленина», «Восход», «40 лет Октября», «6-й съезд Советов», «Восток», «Верх-Уролка», «Свобода», «Красная заря» и «Новый строй»). В мае 1966 г. Шишкино вместе с другими колхозами влилось в совхоз «Берёзовский», который существовал до начала 2000-х гг. К исконно сельскохозяйственному району в советские годы добавилась лесозаготовка.


Избушка на курьих ножках


 

Под охраной лёнвинской иконы

Сегодня Шишкино – дачный посёлок. Здесь рядом с руинами домов советской постройки растут новенькие дома, типа той избушки, с которой мы начали знакомство с деревней. Летом и по выходным они полны жизни, зимой и в рабочие дни – пустуют.

Через дорогу от «курьих ножек» мы заметили новую электроподстанцию, а чуть дальше за ней – большой дом за высоким забором. О присутствии людей говорил горящий фонарь под козырьком крыши. И он не обманул.


Дом с фонарём с трассы не виден

Сергей, хозяин дома с фонарём, спал после ночных смен, наше появление сломало ему отдых, за что мы не раз извинились. Человеком он оказался словоохотливым и на его кухне под звуки закипающего чайника мы пообщались.  Сергей рассказал, что собирается когда-нибудь осесть в Шишкино – в городе делать нечего, машину негде поставить, соседи орут, а здесь воздух свежий, тишина, никого не слышно, никто не мешает, за грибами за забор сходить можно, охота под боком.


Икона из Лёнвинской церкви

- Тут всякая дичь есть, - рассказывает всё ещё просыпающийся хозяин. - Лоси заходят ко мне, лиса даже жила за баней, может, и в бане даже. В Шишкино у отца друг жил, на охоту ездили. Потом с женой решили землю взять, тут и выбрали участок, на нём кедр с шишками растёт – это нас подкупило. Я участок для охоты брал – надоело в палатках жить: сыро, холодно. С отцом хотели маленькую избушечку поставить 4 на 4, но потом отца не стало, и я подумал, что маленький домик получится и построил 6 на 8. А сейчас и его мало – второй этаж буду строить, пристрой делать. С соседями общаемся, но тут каждый занят хозяйством, без дела никто не болтается. Но в гости иной раз ходим. Когда я дом построил, все подумали, что я егерь, поначалу ходили спрашивали, можно ли грибы собирать, валежник.

Электричество у Сергея есть – подстанцию построили в том же году, когда он участок купил – пять лет назад, тогда сразу кинули линию на его дом. Воду он берёт в скважине, говорит, что в деревне ещё колодцы остались. А вот Кондас подводит – обмелел, на рыбалку Сергей туда ходит.

- Я тут, наверное, насовсем жить останусь, кур, кроликов заведу, когда работать не буду. Я на пенсии по выслуге, но пока работаю – не проживёшь на наши пенсии, - делится планами Сергей. Он перехватывает мои заинтересованные взгляды на старинную икону, стоящую на полке. - Икона бабушкина, из Лёнвы. Когда там церковь закрыли, люди забирали, что могли. Вот, бабушке икона эта досталась. Бабушка не сильно набожная была – икона в тумбочке лежала, а сейчас тут стоит, дом охраняет.


Большинство домов опустели


 

Просто Володя

В доме с флюгером-петушком мы тоже заметили, что есть хозяева – шторка на окне поднялась и опустилась. Сколько ни звала, никто не вышел, только здоровенный белый алабай, перегородивший мне дорогу, на каждое моё движение начинал грозно лаять. Пёс отлично выполнил свою работу, не оставив мне шанса подойти к дому. Пришлось убираться восвояси. Когда бас алабая затих, стал слышен звук работающей не то пилы, не то косилки. Оказалось, это Просто Володя (так он представился), шлифовал доски для банного полка.

- Я в Березниках живу, тут дача – на лето сюда переезжаю. Я тут как-то жил зимой – вагончик лесорубов охранял, так целый «КАМАЗ» дров до января сжёг, вот и подумаешь, стоит ли тут зимовать, - Владимир откладывает шлифмашинку. – А так, свет есть, воду я беру у соседа, там у него скважина, и дождевую собираю. Тут хорошо, воздух свежий, грибочки-ягодки рядышком.

По словам Владимира, раньше этот грибной лесок за его забором и часть участков новых владельцев были полями. Он рассказывает:

- Я ведь здесь с 1959 года живу, в 60-х годах даже работал немного. Тут был совхоз, овёс сеяли, клевер, свёклу сахарную, но она не вырастала большая. Это всё на корм коровам шло, ферма у нас была в Левино. Хорошая ферма, помню, как строили её, а потом всё забросили.

Жили, как помнит мой собеседник, весело: в Верх-Кондас весной съезжались люди со всех окрестных деревень – праздник какой-то был. Собирались на огромной поляне на изгибе реки Сирьи. Зажигали костёр – из Берёзовки видно было, через него прыгали, картошку вёдрами пекли.


Просто Володя


 

Пожар и клад

Просто Володя родом из Верх-Кондаса, там родился, рос, в школу пошёл, но потом семье пришлось искать другое место жительства. А произошло вот что:

- Я пошёл в первый класс, это был 1958 год. Как-то по осени, мы уже учиться начали, мой младший брат с дружком дом спалили. Им тогда им обоим года по четыре было, решили тараканов погонять: сначала били их, потом спичками стали поджигать. Ну и подожгли бумажные обои, дом как спичка вспыхнул. Я на уроке сижу, мне в окно кричат: «Вовка, ваш дом горит!». Все всё побросали, с иконами, с вёдрами бегут к дому, пожарные приехали. Ничего не спасли – всё сгорело. Мы зиму на ферме пережили, а весной в Шишкино перебрались, здесь дом стоял с тыща семьсот какого-то года.

Этот был дом для приезжих. Тут, по словам местных жителей, ямская станция была – кто ехал в Сороковую, Загижгу, здесь останавливались, ночевали, лошадей меняли. Дома было два – один хозяйский, смотритель жил, другой – для приезжих. Семье Владимира дом для приезжих и выделили.


Часть домов совсем разрушена

- Дом очень старый был, начал разваливаться, его стали ломать, а из матицы, из торца бревна, выпала пятилитровая железная банка с деньгами. Три рубля – длинная портянка, сто рублей – маленькая бумажка. Куда потом всё это делось, не знаю. Столько было денег! Если бы сегодня сдать этот клад – страшно представить – миллиардером был бы!

Но Просто Володя миллиардером не стал, вместе со всеми бегал в Левино в магазин, в клубе кино смотрел. В 1960-х гг. у кого-то в Левино появился телевизор маленький, так всем селом побежали, дом окружили, к окошкам пристроились и глядели на чудо.

- Комедия! – смеётся Владимир. - Сейчас сюда только автолавка приезжает по вторникам, привозят хлеб, молоко, сметану, творог… Что закажешь – привезут. Вот, дожили – в деревню привозят молоко и сметану. У нас тоже мать пока жива была, корову держали, поросят, а сейчас я тут не живу зимой-то, дак какая корова?


Новые участки  - за хорошими заборами


 

Арбузы созревают, физалис растёт

Сейчас у Просто Володи в приоритете огород – огромный участок в 20 соток, на котором чёрной скатертью выделяется кусок земли, вспаханный мотоблоком для посадок следующего года.

- Я землю чередую – год сажу картошку на одном участке, год – на другом, а пустая земля отдыхает, я её рожью или овсом засеваю. Земля у нас чёрная, потому что всю траву косим и по осени на грядки вместе с навозом закапываем, к весне всё перепреет, перекопаешь и сажай. Потому и земля у нас хорошая, всё растёт, арбузы созревают, когда лето хорошее, помидоры, огурцы в открытом грунте растут. Физалис - маленькие ягодки в коробочках таких оранжевых - растёт, из него жена компот или варенье варит, хотите попробовать? – Владимир достаёт из холодильника лоток с мелкими желтовато-зелёными ягодками, о которых я раньше только читала. Кисловатый, приятный вкус.

Строят в Шишкино много. Владимир рассказал: охотники часто строятся, прописываются здесь. Если у Сергея в бане лиса жила, то у Владимира по участку медведь гулял. А коршуны, по его словам, тут всегда огромные жили – схватит такой громила курицу, поднимет её высоко, а потом над угором на землю бросит, и поминай как звали!

Коршуна мы не видели, а большой чёрный ворон с мощным клювом провожал нас до самого Левино, потом развернулся и полетел назад. Может, к той самой избушке на курьих ножках. Кто знает, какие сказки там живут, пока хозяева в город на зиму уезжают?

Автор Яна Агеева

березники пригород