Охраняла его земляника

19 апреля 2023 10:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Инициативная группа в Усолье собирает средства на установку памятника замечательному человеку, имя которого много лет было забыто потомками.

В сентябре прошлого года усольчане почтили память священника Михаила Барыкина, который с 1933 по 1939 гг. работал на строительстве Березниковского химкомбината (БХК), потом заведовал плодово-ягодным садом в Усолье, где и окончил свой земной путь. На могиле отца Михаила отслужили панихиду, презентовали книгу о нём, организовали сбор средств и заказали памятный мраморный крест, который установят в этом году.

Что это за человек, и почему ему такие почести?


 

Долой авитаминоз!

Вот что мы узнали из исследования Романа Петрова, заведующего историческим отделом Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова.

О фруктовых садах в Верхнекамье до 1930-х гг. известно мало, но что климат тут для них не подходящий – точно. Привезённые из европейских областей культурные сорта не могли акклиматизироваться и, в основном, вымерзали. Садоводам не хватало знаний, не было местного опыта возделывания садов, не было зимоустойчивых уральских сортов. Считалось, что садоводство на Урале невозможно вообще, выгоднее и практичнее было заниматься огородами, а фрукты – завозить.

Так и поступали, но в 1930 г. всё изменилось – потребовалось снизить затраты на завоз фруктово- овощной продукции, необходимой для профилактики авитаминоза у работников растущего БХК. Администрация завода решила развивать своё плодово-ягодное хозяйство, для чего выделили участок в районе Усолья, вдоль дороги на Пыскор. Работами там занялся Михаил Николаевич Барыкинский.


 

Барыкинский? Барыкин?

Михаил Барыкинский родился в 1878 г. в с. Московское Краснодарского края. Окончил духовную семинарию, служил в церкви родного села с 1904 г., воспитывал трёх дочерей и двух сыновей, закончил высшие сельскохозяйственные курсы садоводства и пчеловодства в Киеве. Затем, как чуждый Стране Советов элемент, был выслан на строительство Беломорканала, оттуда – в Соликамск, потом – на БХК.

На Химстрое Барыкинский возглавил «поповскую» строительную бригаду бывших священнослужителей. Известно, что условия работы в ней были очень тяжёлые. По окончании стройки Барыкинского перевели в Усолье без права выезда. Михаил Николаевич был назначен заведующим плодово-ягодным хозяйством, жил с женой в коммунальной квартире, сменил фамилию и стал Михаилом Барыкиным.


 

Расцветали яблони и груши

К 1934 г. в подсобном саду БХК уже хорошо зимовали малина и клубника, дававшие неплохой урожай, но вымерзали яблони, крыжовник и другие культуры.

Барыкин отправился в Тамбовскую область, где побывал в НИИ плодоводства у самого Ивана Мичурина, договорился о получении саженцев адаптированных сортов яблонь и груш, заручился обещанием шефства учёных над усольским садоводством. Затем поехал в Челябинск на Уральскую зональную плодово-ягодную опытную станцию, где получил массу советов для практической работы, а также семена 7 сортов яблонь, одного сорта груш, американской вишни. Побывал на Свердловской плодово-ягодной станции, где выписал 80 корней крыжовника и 10 черенков белой смородины.

Весной 1935 г. НИИ плодоводства им. Мичурина и опытные станции сдержали обещания и прислали выписанные Барыкиным яблони и груши – 300 черенков! В 1937 г. яблони дали первый урожай (есть сведения, что с нескольких деревьев сняли по тысяче мелких яблок), а хозяйство имело питомник, который продавал саженцы: оптом – колхозам; в розницу – садоводам. В 1939 г. урожай составил 228 кг яблок, 74 центнера малины, 7 центнеров смородины, по центнеру крыжовника и земляники.


 

Ягоды последнего пристанища

Михаила Барыкина в Усолье любили и за то, что создал сад, и за то, что был отзывчив. С особой теплотой относился к детям: строил им шалаши в саду, угощал хлебом с маслом и ягодами, говорил о Боге – до конца своих дней он в душе оставался отцом Михаилом.  

23 июня 1939 г. Михаил Барыкин скоропостижно скончался после очередного конфликта с директором сельхозкомбината, который не вынес, что какому-то садоводу пишет сам Мичурин. Прощание с ним было многолюдно, печально и торжественно. Гроб утопал в живых цветах. Говорили, что в руки уважаемому человеку положили начавшие наливаться яблоки. Похоронили на Усольском кладбище, надгробие сделали в виде пирамиды из красного кирпича с надписью «Священник-садовод Барыкинский М. Н. 1878 –1939».

Сад без заботливого хозяина начал зарастать. Грянула война. В Усолье и окрестностях развернулись госпитали, раненым нужны были витамины, и сад восстановили. Он работал до конца 1950-х гг. – люди из окрестных населённых пунктов приезжали собирать ягоды.

Постепенно и сад зарос и имя его создателя начало стираться из памяти. В 1990-х гг. березниковские энтузиасты-краеведы Валерий Седегов и Юрий Змеев решили отыскать могилу некогда любимого народом священника-садовода.

- Могилу мы искали долго, - рассказывает Юрий Змеев, - но нашли. Никакого памятника на ней не было, но вся она заросла земляникой, как сейчас помню.

Валерий Седегов тогда крепко взялся за исследование личности похороненного в Усолье отца Михаила. Памятник-пирамида был восстановлен, в краеведческой литературе появились публикации о Михаиле Барыкинском.


 

Третий круг памяти

В 2020 г. историей «усольского Миндовского» заинтересовалась Любовь Кузнецова, усольчанка, которая уже не одно имя земляков вытащила из небытия. Любовь с детства помнит рассказы про сад, ягоды, яблоки. Она, как и Седегов со Змеевым, долго искала могилу священника-садовода – нашла, сделала запросы в разные инстанции, съездила на родину Михаила Барыкинского, познакомилась с его земляками, собрала воспоминания о нём и на Кубани, и в Усолье. Издала книгу «В третьем круге памяти: М.Н. Барыкин (Барыкинский) в документах и воспоминаниях». 

В день, когда на усольском кладбище служили панихиду по отцу Михаилу, Любовь Борисовна презентовала свою книгу. Много добрых слов прозвучало в адрес священника Михаила, и усольчане решили, что соберут деньги и поставят на его могиле новый памятник. Мраморный крест уже заказан, его скоро изготовят. Осталось собрать ещё немного денег, чтобы установить памятник на могиле.

Автор Яна Агеева

усолье музей память