Лев Николаевич идёт в геенну огненную

Орёл, церковь Похвалы Богородицы, фото Игоря Фалько Орёл, церковь Похвалы Богородицы, фото Игоря Фалько
22 ноября 2022 13:20
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

В орлинской церкви Похвалы Богородицы есть изображение великого писателя в аду. Оно вызывает вопросы у всех посетивших этот уникальный храм Верхнекамья.

Всемирно известный писатель Л.Н. Толстой имел собственное понимание христианства, противоречащее канонам Русской православной церкви (РПЦ). В брошюрах «Исследование догматического богословия», «Чем люди живы», «В чём моя вера?», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри нас», мыслитель и писатель выразил своё бунтарское для православной Руси мировоззрение.


  

Единая заповедь

Лев Николаевич был верующим, но суть христианства видел в «единой заповеди» любви: «Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга».

Критиковал Толстой официальную церковь и за то, что она свои интересы ставит выше изначальных христианских идеалов, - поддерживает смертную казнь, захватнические войны, угнетение простых людей.

Не верил писатель в непогрешимый авторитет Вселенских соборов, поклонение святым, в ад для грешников и даже все «церковные таинства» считал бессмысленным колдовством.


  

Без мученического венца

РПЦ не могла оставить без внимания «учения, противные Христу и Церкви» всемирно известного писателя. В вину ему вменили: неприятие догматы Троицы и божественности Иисуса Христа; не почитание церковных таинств; неверие в загробную жизнь.

Царское правительство было на стороне РПЦ. Императора Александра III в 1880-е гг. призывали строго наказать «богохульника». Царь говорил, что не желает добавлять к славе графа-писателя «мученического венца».

Самодержавие и РПЦ не допускали открытой публикации взглядов Л.Н. Толстого, но они стали широко известны. Появилось немало приверженцев, а само это «учение» получило своё название – «толстовство».


  

Послание №557

В журнале «Церковные ведомости» 24 февраля 1901 г. (ст. ст.) было опубликовано «Определение» с посланием Святейшего синода №557 об отпадении графа Толстого от Церкви. Речь именно об «отпадении», а не «отлучении», как иногда пишут.

Отлучение – это более серьёзное наказание. Так, в 1378 г. великий князь Дмитрий Донской отлучён от церкви св. митрополитом Киприаном. Большой Московский собор 1667 г. отлучил от церкви и предал вечному проклятию «раскольников» (в 1971 г. анафемы старообрядцам отменены). В 1970 г. Архиерейский собор РПЦ за границей провозгласил анафему Ленину.

По отношению к Л.Н. Толстому Священный синод выбрал политкорректное слово «отпадение». Никто его проклятию и анафеме не предавал, от церкви не отлучал, да и само это «отпадение» было составлено в очень осторожных выражениях.

Самым «страшным» было то, что известный писатель и мыслитель отныне лишался права принимать таинства исповеди, причастия и соборования; быть похороненным по православным традициям. И в наши дни могила Льва Николаевича в Ясной Поляне не имеет ни креста, ни плиты, а только холмик, укрытый свежим дёрном.


  

Безбожный граф

Российское общество разделилось на два лагеря – от поддержки, солидарности и восхищения, до яростной критики. Получал «безбожный граф» письма с проклятиями и даже угрозы убийством.

С другой стороны, в эти же дни в С.-Петербурге проходила 24-я «передвижная выставка», где был портрет Л.Н. Толстого кисти И. Е. Репина. Публика засыпала портрет Толстого цветами, после чего по настоянию полиции портрет сняли с выставки.

По «инициативе» народных масс в некоторых церквях Российской империи начали «помещать» Льва Толстого в аду. Кстати, местные богомазы «рисовали» Толстого, идущего в ад ещё до «Определения». Известно подобное изображение в Знаменской церкви с. Тазово Курской области. Там по решению прихожан была написана фреска, изображающая Толстого в аду, в объятиях Сатаны (работа М. И. Андрюшина, 1883 г.)

В советский период постройки церкви в с. Тазово были разрушены, колокола сброшены на землю и расколоты, а фрески храма изуродованы. Тем не менее, изображение Льва Толстого осталось и сегодня фрагмент этот стенной росписи хранится в собрании Государственного музея истории религии в г. Санкт-Петербурге.


  

«Орлинский» Толстой в аду

Изображение «Л.Н. Толстой в аду» и тоже вроде как «по инициативе народных масс» было выполнено в посёлке Орёл Пермской губернии (Пермского края). В наши дни здесь работает церковь Похвалы пресвятой Богородицы, выстроенная на средства Строгановых в 1735 г., в которой и можно увидеть это изображение. Выполнил фреску дедюхинский художник Иконников (из бывших крепостных). «Орлинский» Толстой был изображён в окружении уже известных грешников – еретиков, сектантов, революционеров.


Орёл. Соверменное изображение "Лев Толстой в аду", фото Игоря Фалько

В 1941 г. церковь Похвалы пресвятой Богородицы была закрыта (но в 1943 г. возвращена верующим). Когда храм закрывали, фреску аккуратно снял московский реставратор П.И. Юкин. При транспортировке в Березниковский краеведческий музей в 1954 г. её нечаянно разбили. Очень плохое фото фрески есть в журнале «Уральский следопыт», №8 за 1961 г.

На месте утраченной фрески «Лев Толстой в аду» неизвестный московский художник в середине 1950-х гг. выполнил аналогичное, хотя и сильно отличающееся от оригинала изображение. Его сегодня и можно увидеть в орлинском храме.

Мы, жители Березниковского городского округа, чуть ли не единственные в России, кто имеет подобное изображение знаменитого классика. Правда, оно вызывает много вопросов у современников как в России, так и за рубежом.


 

Он сам себя отверг

В годы советской власти РПЦ отношения к «безбожному графу» не изменила и не противилась «художествам», в которых Лев Николаевич идёт в Геенну огненную.

В начале XXI в. правнук писателя Владимир Толстой от имени потомков графа писал патриарху Алексию II с просьбой пересмотреть синодальное определение, но им было отказано. Проявить к Толстому сострадание в 2010 г. к патриарху Кириллу обращался С. В. Степашин, экс-глава Правительства РФ, на тот момент председатель Счётной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор. РПЦ заявила: «Определение» Святейшего синода об «отпадении» Л.Н. Толстого не может быть снято с человека, который сам себя отверг от Церкви.

Авторы: Владимир Шилов, Алёна Брезгина, Светлана Лепп - заведующий и сотрудники кафедры общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета.

березники история