Геолог Кучев раскрывает древние тайны

25 августа 2022 16:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Музей «Уралкалия» - сокровищница древностей Пермского моря, поднятых с глубин калийных шахт. Сквозь стекла витрин мы наблюдаем мерцание и переливы искрящихся кристаллов, похожих на иглы сказочного зверя, переплетённые морские кораллы и образцы пород, напоминающие цветные леденцы в тончайшей сахарной пудре.

Большинство геологических экспонатов в музейных витринах – из старой коллекции Первого березниковского рудника. Об этом рассказал Алексей Кучев, геолог, начальник отдела главного геолога ПАО «Уралкалий», который провёл для журналистов в музее эксклюзивную экскурсию.  Он - эксперт по образцам горных пород Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, древнейшим окаменелостям Пермского периода и натечным формам в калийных шахтах.  


 

От молочного до лимонного

Минералы галит и сильвин (основа сильвинита) в первозданном чистом виде абсолютно бесцветны и прозрачны, а интересную окраску им придают примеси окислов и гидроокислов  железа, серы и мельчайшие пузырьки природных газов. Чаще всего карналлит, который добывают в калийной шахте, имеет бурый или мясо-красный оттенок благодаря тончайшим чешуйкам гематита. Эти же микрочешуйки придают образцам благородный блеск.

Очень привлекательны образцы пёстрого сильвинита, в многообразии представленные в коллекции музея. Молочно-белый сильвин  красиво сочетается с синими, красными и прозрачными кристаллическими образованиями в форме кубиков. Другие оттенки, присутствующие в образцах – розовый, серый, жёлтый. Именно интересный образец карналлитовой породы необычного лимонно-жёлтого окраса привлекает моё внимание. Почему он такой?

- Благодаря газам и примесям, -  рассказывает Алексей Кучев. -  Карналлит очень гигроскопичен, на открытом воздухе образцы приобретают слегка оплавленную форму. Вот почему образцы напоминают вам большие леденцы. Здесь же, в витрине, мы видим кусочки залеченной жилы.

- Залеченной? Кто её лечил?

- Образовавшуюся трещину заполняют нитевидные кристаллы. Кристаллы в трещине растут навстречу друг другу и в центре образца можно увидеть точку срастания.

Мы внимательно рассматриваем «залеченный» образец: небольшая трещина действительно заполнена кристаллами –  вытянутыми, напоминающими волокна мышц и по цвету, и по форме.


 

Сталагмиты и сталактиты

Сталагмиты – минеральные натёчные образования – сосульки, столбы, конусы, щётки. Они возникают на дне пещер при испарении падающей сверху минерализованной воды и нарастают снизу вверх.

Сталактиты – минеральные образования в виде сосулек, трубок, гребёнок, бахромы, свисающих со сводов пещер, образуются при натекании капель горных растворов сверху по каркасу образования.

– Тот же процесс образования сталагмитов и сталактитов, что в пещерах, может происходить и в калийных шахтах. Основная коллекция представленных в музее образцов натечных форм образовалась благодаря наличию в шахте различных рассолов, в большей части конденсационных и закладочных – поясняет Кучев. – Натечные формы калийных шахт – те же сталагмиты и сталактиты. В пещерах процесс их формирования длительный, занимает не один десяток и даже сотен лет, а в калийных шахтах – ускоренный. В определённых благоприятных условиях в шахтах сталактиты растут до сантиметра в сутки, падают под своим весом и вновь растут.

В шахте температура постоянная, а приток тёплого воздуха способствует конденсации. Зимой наоборот, содержание влаги в воздухе уменьшается, дополнительно воздух, подаваемый в шахту, подогревается калориферами, рассолы начинают высыхать и воздух становится более концентрированным. В насыщенных растворах вырастают кристаллы в форме кубиков, маленьких или наоборот, очень больших, и чем-то этот процесс напоминает рост кораллов на дне океанов.


 

Древняя жизнь в камне

В коллекции музея «Уралкалия» есть образцы окаменелостей флоры и фауны Пермского периода. Их во время разведки находили геологи, изучавшие Верхнекамское месторождение калийных солей. Образцы окаменелой древней жизни на территории Пермского края находят до сих пор и юные исследователи, и археологи, и спелеологи. Иногда и на стенах калийных шахт можно встретить следы древней жизни в виде окаменевших, превратившихся в каменный уголь веток и стволов деревьев.

 В музее «Уралкалия» рядом с фигурой музейного звероящера разложены образцы окаменелостей древних деревьев, кораллов и рыбы. Туда мы следуем за нашим экскурсоводом.

– Конец Пермского периода характеризуется тем, что практически 90% всего живого вымерло, – объясняет Алексей Кучев.– Как и вымерла и эта древняя рыба, отпечаток которой представлен в музее.  А посмотрите на этот образец древней колонии кораллов!  Мы можем распознать по сотовой структуре, что перед нами окаменевшая жизнь древнего моря. А древние растения сможем классифицировать, если будем точно знать, в каком слое и на какой глубине они были обнаружены.


 

Необычные находки

В наших калийных шахтах на определённых пластах и горизонтах встречаются красивые золотистые кристаллы. Это пирит - распространённый на Земле минерал, который именуют ещё железным или серным колчеданом, а шуточно называют… «золотом дураков». Пирит обманывал любителей золота несколько раз за историю человечества. Например, конкистадоров, которые грабили инков и ацтеков. Они не отличали золото от пирита и потом не могли его продать европейским ювелирам, которые видели: это – не благородный металл. В XIX в. в Калифорнии началась «золотая лихорадка», многие принимали пирит за золото. Да и сейчас неопытные золотоискатели могут ошибаться в оценке своей находки. Ошибки объяснимы. Железный колчедан часто содержит примеси золота и вообще - спутник этого драгоценного металла.

–У геологов в коллекциях образцы кристаллического пирита встречаются часто. И у меня в своё время была собрана банка из-под кофе образцов пирита, – шутит Алексей Николаевич, разглядывая образец из музейных запасов: он смотрит на мелкие сияющие крупинки через экран телефона, который использует как лупу. Мне тоже интересно, и я беру блестящий камушек с золотистыми вкраплениями. А затем отдаю сотруднице музея -  лёгким сожалением: всё-таки любим мы, женщины, всё красивое и блестящее.

– Вы сами находили что-то необычное в калийной шахте? – спрашиваю своего экскурсовода.

– Да, интересные образцы мне доводилось находить в шахте. Однажды на стенке штрека в красном сильвините я обнаружил желвак ярко-белого ангидрита, напоминающий по форме и размеру шарик для гольфа. Позже фрагмент горной породы был аккуратно извлечен из стенки. Сейчас образец хранится в Горном институте в Перми, – рассказывает Алексей Кучев.  – Если геолог при проходке видит что-то необычное и интересное, он всегда с энтузиазмом пополняет коллекцию.

березники музей история