Главный трубач "Авангардного" джаза

Шуточное выступление оркестра в Перми. Трубач А.Н. Горожанинов – третий справа в первом рядуШуточное выступление оркестра в Перми. Трубач А.Н. Горожанинов – третий справа в первом ряду
21 декабря 2021 10:23
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Участники экологической акции "Зелёная подписка" вместе с макулатурой принесли в редакцию стопку старых фотографий кинотеатра "Авангард". Подводя итоги акции за год, мы напечатали их в "Березниковском рабочем". Через несколько дней после публикации в редакцию позвонила Ирина Аркадьевна Шулепова и рассказала, что на одном фото запечатлён джазовый оркестр кинотеатра "Авангард", которым руководил её отец Аркадий Никонович Горожанинов.

То самое фото, которое привело Ирина Аркадьевну в редакцию

Мы встретились, рассматривали фото, которые Ирина Аркадьевна сохранила в семейном архиве, она вспоминала своё березниковское детство, маму, папу, оркестр, театр, музыку, фильмы, книги…

– Папа любил читать детективы – классику жанра: Агату Кристи, Джеймса Чейза, братьев Вайнеров и других, – говорит Ирина Шулепова. – Переплетал старые книги – в то время хорошие книги были в дефиците. Обожал смотреть по телевизору бокс. Очень любил моих детей Марину и Дениса – это были его "чижики". Папа сам мастерил рыболовные снасти. Они с Денисом собирали два рюкзака и в любую погоду топали два "старика" на рыбалку. Из поездок папа никогда не приезжал с пустыми руками – чемодан сладостей, игрушки и всегда книги. Это был культурный и воспитанный человек. Например, входя в любое помещение, – дворец культуры, кинотеатр, школу, даже в магазин – всегда здоровался и снимал шляпу. За советом и добрым словом я всегда обращалась к своему папе. Он был мягким и отзывчивым, но музыканты слушали его беспрекословно – если папа сказал: "Кода!",  значит, всё, стоп!  

Ирина Аркадьевна Шулепова (Горожанинова)

Полковой трубач

Аркадий Никонович Горожанинов родился 22 ноября 1918 г. в Екатеринбурге (Свердловском его назвали позже). Отец его был рабочим, умер в 1920 г. Мама преподавала немецкий язык в общеобразовательной школе. После смерти мужа она с двумя детьми переехала к своей матери в город Скопин Рязанской области, там прошло суровое, голодное детство Аркадия Никоновича. Вы доме любили музыку, его дядя Алексей Егоров играл на балалайке в оркестре народных инструментов Василия Андреева. Аркадий учился игре на трубе у известного музыканта Ильи Данкина, ему нравилось чистое, пронзительное звучание этого инструмента, а ещё он прекрасно играл на пианино, аккордеоне. В 1939 г. вольнонаёмный трубач А.Н. Горожанинов был призван в армию, где продолжал свою музыкальную работу в составе отдельного конвойного батальона войск НКВД. В 1943 г. полк был переведён в Березники, Аркадий Никонович был в нём солистом-трубачом и руководил джазовой группой.

Из воспоминаний Аркадия Горожанинова: "Я приехал в Березники… Город представлял собой считанную группу пятиэтажных домов, бараков, дворца культуры им. В.И. Ленина, кинотеатра "Авангард" и клуба железнодорожников. И тем не менее в городе тогда сложились крупные музыкальные силы".

И правда, здесь в то время давали концерты несколько коллективов. Духовой оркестр и джаз Ленинградского пехотного училища, которым руководил Н. Агафонников, позже ставший профессором Ленинградской консерватории им Н.А. Римского-Корсакова. Джаз-оркестр "Усольлага" под руководством Э. Альбрандта, позже замдиректора Березниковского драмтеатра. Духовой оркестр ДК им. Ленина под руководством И. Мельникова. Духовой оркестр клуба железнодорожников под руководством А. Миллера. Музыкальная культура города процветала, гармонично сочетаясь с культурой театральной. К концу 1940-х гг. все приезжие коллективы вернулись на родину, полк НКВД перевели в Нижний Тагил.

А. Н. Горожанинов, полковой музыкант, – в центре

Ничего, кроме добрых слов

Из воспоминаний Аркадия Горожанинова: "В конце 1946 года меня пригласили создать джаз-оркестр при кинотеатре "Авангард". Однако создавать оркестр оказалось не из кого. Только трое музыкантов отвечали нормам профессиональной подготовленности ими оказались саксофонисты-кларнетисты И. Мельников и В. Проскуряков, трубист А. Сарайкин, которого потом сменил опытный контрабасист М. Баранович, приехавший из Шанхая. Дело застопорилось. Но, на наше счастье, из "Усольлага" освобождаются музыканты высокой квалификации, согласившиеся с нами работать: скрипач С. Выражковский (впоследствии концертмейстер Варшавской оперы), саксофонисты-кларнетисты Э. Ноусиайнен (солист джаза Скоморовского) и Э. Штатшнайдер. Из Кировского государственного цирка приезжает известный в музыкальных кругах тромбонист М. Перевозкин. Пианистом к нам пришёл Г. Фризен, игравший с немецкой пунктуальностью, как говорится "от и до" но мы к нему быстро привыкли и так заиграли, что за 13 лет работы в кинотеатре "Авангард" ничего, кроме добрых слов о нашей игре не слышали".

"Авангардный" джаз играл музыку из оперетт, классику, и танцевальный репертуар, который тогда назвали "садовый" – танцы часто проводили в городских садах. Люди, купившие билет в "Авангард", могли потанцевать в шикарном большом фойе, а потом пойти на сеанс кинематографа.

Ирина Аркадьевна рассказывает, что ученицей младших классов частенько после уроков проводила время в кинотеатре у папы, делала уроки на сцене, там же училась играть на фортепиано:

– А когда снимали в Яйве фильме "Девчата", актёр Николай Рыбников в свободное время бывал в "Авангарде". Он очень сдружился с тогдашним киномехаником и сиживал в той же будке, где я, бывало, спала.

Она помнит, что музыканты высокого класса, из которых состоял джаз-оркестр кинотеатра "Авангард", в свободное от вечерних выступлений и репетиций время своими руками во дворе кинотеатра построили катер. На нём они ездили на рыбалку, а в хорошую погоду с семьями отдыхать на острова. В перерывах между сеансами в своей комнате отдыхали: читали книги, некоторые сочиняли музыку – записывали ноты, увлечённо плели рыболовные сети. И, как водится, дружили семьями.

– К нам в дом постоянно приходили музыканты – просто пообщаться или за какой-либо помощью, –  вспоминает дочь руководителя оркестра. – До пяти утра, бывало, сидели и говорили в основном о музыке, книгах, театре. Мне посчастливилось вырасти в семье, где жили искусством.

А.Н. Горожанинов – дирижёр джазового оркестра кинотеатра "Авангард"

Дед Никоныч

В 1960 г. оркестр кинотеатра "Авангард" расформировали и Аркадия Горожанинова пригласили работать в драматический театр. С небольшими перерывами он работал там до 1968 г., затем работал с самодеятельностью в ДК калийщиков. В 1978 г. вышел на пенсию.

И все эти годы они сочинял музыку, играл её и учил играть других. Он написал музыку к восьми спектаклям березниковского драмтеатра, шесть строевых маршей, две фантазии и одну рапсодию для духового оркестра ДК калийщиков, в котором играл сам. 

– В последние годы жизни, выйдя на пенсию, папа помогал музыкантам – писал им оркестровки, ходил с ними играть в любую погоду. Придут, бывало, спросят: "Ну, что, Никоныч, идём?". И он ходил, пока не заболел, – вспоминает Ирина Аркадьевна. – На его похоронах я услышала, как музыканты между собой уважительно и с теплотой называли его дедом. Это Станислав Алексеев сказал, он пришёл в "Авангардный" оркестр 17-летним мальчишкой и папа многому его учил.

Беседа наша получилась тёплой: я с благодарностью узнавала новое о городе, Ирина Аркадьевна с радостью делилась воспоминаниями. На прощание она подарила редакции книгу "Композиторы города Березники", открывает которую статья про её папу Аркадия Никоновича Горожанинова – человека, который дарил березниковцам радость общения с музыкой, чистую, как звук поющей на рассвете трубы. 

А.Н. Горожанинов

 

березники джазовыйоркестр авангард