Тайна девочки с Шанхая

"Девочка с лейкой"
23 июня 2021 13:38
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

В поисках ответов на эти вопросы мы поехали на место жительства статуи гипсовой девочки с лейкой – во двор, образованный домами №59 и №61 на ул. Челюскинцев и №46 на ул. Ломоносова.

– Наш район всегда называли Шанхаем, – говорит Ирина Пермякова, жительница дома №61. – Я своим знакомым, которые дорогу к нам искали, всегда объясняла: зайдёте во двор, если там каменная девочка стоит, значит, правильно пришли.

В 1971 г., когда Ирина родилась, девочка во дворе уже стояла. Женщина помнит, что на постаменте было написано: "1969 год". А вообще, дети 1970-х особого внимания на статую не обращали: стоит и стоит.

И ногами – в бетон

Людмила Кострыкина, соседка Ирины, рассказала: оказывается, когда-то именно она нашла девочку:

– Шла с работы, гляжу: на дороге статуя лежит. Её, видимо, везли в садик или в лагерь да выронили из машины. Я прибежала во двор, а тут мужики. Говорю: мол, там статуя валяется. Они притащили её и установили: опалубку сделали, бетон замесили, сделали постамент. Когда он застыл, ещё одну опалубку сделали, залили раствор и девочку ногами в него поставили. Видите, у неё ступни не видно. А вот в каком году это было – не помню.

– А я помню, – подхватывает Сергей Ткачук, житель того же дома. – Я в армию уходил в 1970 году – девочки не было, а вернулся в 1972 году – уже стояла. Устанавливал куклу дядя Вася, фамилию не помню, он возил цемент, ему помогали дядя Саша Анфалов и дядя Ларион Кислов. Их уже в живых нет.

С воза упала

Насколько эта история правдива? Могли "Девочку" потерять во время перевозки? Откуда и куда её могли везти? Эти вопросы мы задали Роману Петрову, историку, научному сотруднику Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова.

– Судить сложно, – ответил Роман Павлович. – Одно точно: гипсовая скульптура всегда делалась на заказ. Для детсада такая скульптура – идеальный вариант, чтобы показывать детям пример, как вести себя с цветами. Не знаю, как насчёт того, что "Девочка с лейкой" с машины упала и её не хватились. Ведь за скульптуры платили государственные деньги или деньги предприятий. Но перевозить в садик или в пионерлагерь её могли. К сожалению, чёткого понятия, какие скульптуры, кто и куда заказывал, нет. Документов по благоустройству мало, а в тех, что есть, указывается общая сумма, потраченная на партию скульптур. А куда была установлена конкретная фигурка, сложно сказать.

– Эти фигурки откуда-то привозили? А местные умельцы не могли её изготовить?

– Не могли. В Березниках с 1950 года был цех скульптур в стройтресте №1. Он занимался только изготовлением лепнины для украшения фасадов, сюжетная скульптура из его стен не выходила. В 1955 году КПСС решила упростить архитектуру, и цех был ликвидирован. Если говорить про садовую гипсовую скульптуру в Березниках в целом, то конец 1940-х – начало 1950-х гг. было временем развития благоустройства и обилия подобной скульптуры на улицах, в парках, скверах, детских учреждениях, даже во дворах. Город партиями заказывал подобную скульптуру для украшения.

Местные приоритеты

Роман Петров рассказал, что в 1948 г. в Березники была доставлена партия гипсовых скульптур стоимостью 70 тыс. руб. из Москвы и Свердловска, где были художественные мастерские, выпускающие подобную тиражную продукцию. В том же 1948 г. приехал знаменитый "Лев", который стоял в Треугольном сквере, а вместе с ним, как следует из архивных документов, прибыли фигуры животных, например "Олень", и детей: "Малыш с утками", "Суворовец", "Юноша, толкающий ядро", "Лыжник" и "Лыжница", "Школьник" и "Девочка с книгой". И это далеко не весь список той огромной партии.

– Нужно понимать, зачем эта скульптура была заказана, – говорит Петров. – Кроме собственно целей благоустройства она выполняла пропагандистские задачи. Спортсмены олицетворяли здоровый образ жизни. Школьники, суворовцы и нахимовцы, дети с книгами и шахматами – полезные для молодёжи занятия, ведь ничегонеделание в СССР не поощрялось. Были и местные приоритеты. Например, "Юннаты" – мальчик с животным на плече и девочка, которые обосновались в сквере Миндовского (вместо них сейчас стоят вазоны), – пропагандировали заботу о природе. Дети, соотносимые с природой, были очень важным заказом для Березников в связи с идеями Валентина Миндовского о создании города-сада. Любовь к зелёным уголкам города нужно было прививать с детства.

Дети без политики и с ней

В 1953 г. из Калуги в Березники привезли вагон типовых "мирных" скульптур, отвечающих социальному заказу на отвлечённую тематику без политического окраса. В этой партии были, например, "Мальчик с голубем" и "Девочка с яблоками".

– Но государственная идея менялась и скульптуры заменяли. Да и сами они разрушались, ведь гипс не слишком прочный материал. Так, в 1962 году знаменитый "Лев" из Треугольного сквера был демонтирован и заменён на "Павлика Морозова" по двум причинам. Во-первых, скульптура пришла в полную негодность, так как стояла под снегом и дождём, и "Лев" перестал быть величавым.

Во-вторых, сквер с 1962 года стал называться Пионерским, и "Павлик Морозов" больше соответствовал его названию. Многие мирные скульптуры – олени, дети с животными, книгами, игрушками – недолго стояли в городских пространствах, поэтому мы их плохо запомнили. Буквально десятилетие они украшали город. Затем их начали заменять на политически ориентированные экземпляры, – рассказал Роман Петров.

"Мирные" скульптуры (как "Девочка с лейкой" – типовая фигурка послевоенного времени), когда ориентиры сменились, могли быть назначены к перемещению из какого-нибудь сквера в детский сад или пионерлагерь. "Гуляющие" скульптуры – известная в Березниках история. Вспомним скульптуру В. И. Ленина, которая переместилась от ДК Ленина: по одной версии к школе, по другой – к больнице.

Последние из могикан

– Как-то зимой приехал в этот двор к товарищу в первый раз. На дворе была зима, холодно. Вдруг вижу: девочка раздетая стоит. Даже испугался: "Кто это девчонку на улицу в такой мороз выгнал?" Потом понял, что это скульптура, – рассказывает березниковец Владимир Елькин

Но многие горожане "Девочку с лейкой" знают, приходят рядом с ней фотографироваться. Периодически посты про неё появляются в соцсетях. Популярность "Девочки с лейкой" не даёт покоя хулиганам – её периодически портят. Фигурку восстанавливают и красят то одни, то другие жители соседних домов.

Эта девочка да ещё несколько фигур, которые до сих пор стоят в лагерях "Сказка", "Дружба", "Чайка" – последние из того набора послевоенных гипсовых садовых скульптур, которые когда-то украшали наш молодой город, а потом стёрлись из памяти.

У вас в альбомах есть фото, на которых запечатлены «мирные» скульптуры послевоенного времени? Городской музей с благодарностью примет копии этих снимков.

березники скульптура музей девочкаслейкой