Вот и новый поворот

22 октября 2018 19:43
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Фирма ООО «Агентство дорожной информации «Радар» за 3,85 млн руб. выполнила научно-исследовательскую работу по теме: «Разработка новой схемы маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования «Город Березники».

Контракт заключён в ноябре прошлого года, когда речи об объединении с поселениями Усольского района ещё не было. Поэтому предложения учёных касаются только Березников – и на левом, и на правом берегах.

"Непермь» изучил 182 страницы отчёта «Радара».


Разработчик кто?

ООО «Агентство дорожной информации «Радар» существует с 2002 г. Как сообщает сайт агентства, костяк фирмы – научно-исследовательский коллектив, который работал на автодорожном факультете Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). У фирмы «Радар» есть научный руководитель – Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор ПНИПУ, эксперт ООН, автор более 80 научных работ по транспортным системам городов. В Перми известен не только как специалист в сфере транспорта, но и как активист движения «Стоп хам!» и как человек, обнаруживший червей в конфетах «Космос» от Пермской кондитерской фабрики.

Согласно открытым данным, «Радар» участвовал в 90 торгах, выиграв 28. Основной заказчик услуг фирмы – департамент дорог и транспорта администрации Перми: 9 контрактов на сумму более 19 млн руб. Кроме того, «Радар» разработал более 60 транспортных моделей для разных городов: Перми, Екатеринбурга, Самары, Рязани, Улан-Удэ, Омска, Томска, Соликамска, Липецка, Кемерово, Симферополя  и др.

Чаще всего предложения «Радара» принимаются без боя. Но не всегда. В Дзержинске, например, горожане собрали более 10 000 подписей под письмом в правительство против отмены некоторых маршрутов. Про Томск, где пытались сократить количество маршрутов на 25%, рассказал «Уралинформбюро» сам научрук «Радара» Михаил Якимов: «Когда мы первый раз в Томске начали проводить (…)  публичные слушания, были привлечены полиция, охрана. Иначе бы меня лично стёрли в порошок. Пришли перевозчики, у которых должен был поменяться тип подвижного состава, они теряли рынок. Мы провели (…)  публичные слушания, а потом в течение двух месяцев пришлось откатывать назад: мы остановились на сокращении количества маршрутов на 15%. Сейчас схема работает».

О волнениях в Березниках учёный тоже высказался в своём ЖЖ: «Что может быть ужаснее в городе, чем новая маршрутная сеть! В городе Березники Пермского края обсуждается проект новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования.  Как обычно нововведениями все недовольны! Недовольны пассажиры, недовольны перевозчики… Основное требование – ничего не трогайте, мы не хотим ничего нового! Мнение абсолютно единодушное, доходящее до абсурда». Абсурдом Якимов называет опубликованную в одной из малотиражных газет жалобу перевозчика: «Власти хотят заставить ездить людей с пересадками и платить перевозчикам не по 25 рублей в один конец, а 50. Разве это забота о людях?». Действительно, странно, что альтруизм проявляет тот, чья единственная цель – делать деньги на доставке горожан из точки в точку.


Как работали учёные?

Для исследования прошедшие инструктаж люди опросили горожан на остановках и в местах массового пребывания, а также на сайте. Березниковцы  сообщали, сколько поездок они совершили в будний и выходной день, на чём, откуда, куда, сколько ждали транспорт, сколько ехали, сколько сделали пересадок и т.д.

 «Радар» взял в работу 390 анкет, соблюдая половозрастную выборку (то есть, и мужчин, и женщин разных возрастов). Мало? Нет. Согласно социологическим расчётам, для получения картины, вероятной на 95%, достаточно опросить 380 человек. На диаграмме -  распределение опрошенных респондентов по возрастным группам (из отчета "Радара").

Учёные также организовали подсчёт людей на остановках и внутри общественного транспорта. Учётчики изучили пассажиропоток на каждом маршруте автобусов и троллейбусов и пассажирооборот каждой остановки.

Говоря упрощённо, интегрировал всех участников движения в единую математическую транспортную модель с учётом данных исследования немецкий программный комплекс PTV Vision VISUM.  Как пишут в монографии уже известный нам М. Якимов и исполнительный директор «Радара» Ю. Попов, VISUM используется более чем в 70 странах мира, в том числе и в России. VISUM – не единственный программный комплекс моделирования транспортных потоков, но, судя по отзывам экспертов, один из самых точных, удобных, гибких: можно менять вводные, добавлять-убавлять задачи и т.д.


Как нам предлагают ездить?

Учёные «Радара» основной целью ставили снизить время, которое горожане тратят на поездки. Сегодня мы тратим в среднем 40 мин. 11 сек. на путь до остановки – ожидание –поездку – путь с остановки (см. диаграмму ниже из отчета "Радара"). Как снизить это время?

Сотрудники «Радара» выяснили, что троллейбус охватывает все наиболее востребованные остановки. Троллейбусы часто дублируются автобусами, потому пассажиропоток в «рогатом» не столь высок, как мог бы быть. При дублировании предлагается изменять/закрывать автобус, ведь троллейбус более экологичный и более вместительный.

Итак, поехали.

Без изменений предлагается оставить троллейбусы 5 и 6, автобусы 11,12 (до расселения МК-24), 13, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 28, 44, 46. По поводу маршрута 30 в отчёте отдельно не сказано ничего, но, исходя из контекста, его не будут изменять или отменять. 

Далее - см. ниже, учитывая обозначения: Т - троллейбус, А - автобус.

Т7. Предлагается закрыть маршрут: низкорентабельный и на большом протяжении дублируется Т5 и Т9. Продлить А19 до остановки «Ул. Аксакова». В результате тем, кто живёт в районе пл. Юбилейная, «Газеты «Звезда» и желающим добраться до Аксакова придётся делать пересадку и платить ещё  20-25 руб.

Т9. Предлагается Убрать заезд на Околицу, организовать движение в обратном направлении Т5. Непонятно, зачем? Ведь цель вроде как - убрать "дублеров", а не плодить их.  

А41. Предлагается убрать заезд на Околицу. Предлагаемый маршрут:«Новожилово – ул. Пятилетки – ул. Ломоносова – ул. Тельмана – ул. К. Маркса – ул. Челюскинцев (ул. Коммунистическая) – пр. Ленина – ул. Пятилетки – ул. Березниковская – Промплощадка».  Тогда со «Звезды» и пл. Юбилейная к Околице не уехать без пересадки, а к «Северному» и Торговой площади можно будет уехать на автобусе 30. А как добираться с Околицы на МЖК и пл. Юбилейную?

А1.Предлагается закрыть, т.к. автобус  дублирует Т5, Т9, А12 (см. схему ниже, из отчета "Радара". Тогда тем, кто едет, например, к Дому учителя и далее до пл. Ленина (школа 15, ДС «Титан», экс-училище №42, медучилище) или на пл. Решетова, оптимизация обойдётся в пересадку, т.е. в 20-25 руб.

 А3.Так как на участке от Абрамово и по ул. Ломоносова дублирует маршруты 13, 28 (откуда учёные это взяли? Мы автобуса 28 в Абрамово сроду не видели! – прим. "Непермь"), 30, 46. Предлагается перенести начальный пункт с Абрамово на пл. Ленина.  Пересадка светит тем, кому в Зырянку, Нартовку, Чкалово, сады №28 и т.д. См. ниже схему ученых из отчета "Радара".

Вот что про возможную отмену маршрута 3 написала Елена Ошвинцева: 

"Очень волнует маршрут №3, связывающий п. Чкалово с центром города. Может быть вам, а также нашей администрации стоит побывать у нас в посёлке и убедиться в том, что кроме садов и садоводов (на которых чаще всего ориентируются), у нас много частных домов и много жителей – это работающее население города, дети разного возраста, пенсионеры. И всем нам надо ездить на работу, в садики, в школы, в техникумы, в больницы и просто в магазины за продуктами (в нашем единственном магазине цены «золотые»).

Почему мы должны быть лишены возможности добираться до центра без пересадок? Наши зарплаты и стоимость проезда не позволяют нам тратить на проезд как минимум до места работы и обратно по 100 и более рублей. Становится невыгодно работать! Как вариант, мы могли бы купить проездной на месяц, но он действует только на муниципальных маршрутах. Т.е. чтобы пересесть на другой транспорт и добраться до места, кроме проездного, нужно снова платить 25 рублей! Это же ненормально!

Хочется напомнить: жители Чкалово являются жителями города Березники. Настоятельно требуем оставить маршрут автобуса №3 без изменения! Не ущемляйте наши права!"

А4. Для связи Зырянки с центром города и Околицей предлагается изменить маршрут: «Зырянка, ул. К. Маркса, ул. Тельмана,  пр. Ленина, ул. Юбилейная, ул. Ломоносова, ул. П. Коммуны, ул. Мира, ул. Юбилейная, пр. Ленина, ул. Тельмана, Зырянка».

А8. Предлагается закрыть, т.к. значительно дублирует Т6. Доступность остановок обеспечивают Т6, А11, А13 (см. схему ученых из отчета ниже). С пересадкой придётся ездить в направлении «рынок – пл. Решетова» со «Строительного техникума», «Мелодии».  Останется без транспорта  отворот от техникума: лишь «восьмёрка»  заезжала туда.

А14. Закрыть, т. к. дублирует Т5, Т9, а доступность остановок обеспечивают Т5, Т6, Т9, А30.

А17 и 18. Предлагается закрыть, т.к. полностью дублирует А18 (ниже схема из отчета "Радара"). Вот мнение по поводу горожанина Георгия Атискова: "...с удивлением прочел чьё-то мнение (интересно, чьё?) о возможном закрытии маршрута №17, который якобы ДУБЛИРУЕТ маршрут №18.

Мой вопрос: «В котором месте они дублируются?». До точки соприкосновения этих маршрутов на перекрестке ул. Пятилетки и Мира надо проехать половину города. Отмена маршрута №17 лишит садоводов центра и западной части города нормальной возможности добираться до садов, расположенных по трассе Березники – Пермь.  А автобусы маршрута №18 с садоводами, которые раньше пользовались маршрутом №17, а после отмены его будут вынуждены пользоваться маршрутом №18, будут напоминать бочки с селёдкой.

Я, как садовод, имеющий участок в садовом товариществе №24, расположенном около трассы, между автозаправкой и вторым прудом, КАТЕГОРИЧЕСКИ против отмены маршрута №17. Напротив, полагаю, что его целесообразно ПРОДЛИТЬ в западном направлении, чтобы проживающие в этих районах садоводы не тащились до пл. Первостроителей, а могли сесть в автобус ближе к месту проживания".

А29.Предлагается закрыть, т. к. значительно дублируется А19 и А28 (см. ниже схему из ответа "Радара"). Дублируется, но не на 100%. При отмене маршрута жителям ЖК «У пруда» придётся забыть о собственной остановке и ходить на соседние. Вот мнение Светланы Ивановны О.: " Очень удобный маршрут №29, его никак отменять нельзя! Ведь по Ломоносова в сторону пруда и 7-го квартала больше ничего не ходит. А как же жильцы микрорайона «У пруда», ради удобства которых этот маршрут и сделали в своё время?

Надо изменить этот маршрут, чтобы он обратно ехал по тому же пути, что и к 7-му кварталу – по Ломоносова. А то нам, старикам, в горку от пруда подниматься очень сложно. Пусть бы редко ходил, но автобус №29 надо оставить!"

А37 и А38. Предлагается закрыть А37, т. к.  он дублируется другими маршрутами. До  Суханово будет ездить А38, до ул. Аксакова – А 19. 

Маршрут А37 – один из двух, который связывал город и район набережной пруда. Два частично похожих  маршрута – это не повод убирать один из них.

Да что там "частично похожие"! Реально, маршруты А37 и А38 различаются кардинально. В Суханово живут 9 детей (а будет ещё больше), которым надо ездить не только в школы, но и в кружки, секции, больницы и т.д. И как? С пересадками, если А38 не везёт туда, куда надо?

А527. Во-первых, ученые почему-то написали в отчете, что этот автобус "следует из м/р Усолье". Что они имели в виду? Микрорайон Усольский, куда этот автобус в жизни не ходил? Или не знают, что Усолье - эьто не"м/р", а город? Аккуратнее можно, за 3,8 миллиона-то. Во-вторых, усольское направление - одно из самых проблемных в транспортном отношении. Там не отменять маршруты надо, а прорабатывать схему от и до. Чтобы люди перестали ездить, как сельди в бочке. Схема ученых из отчета - ниже.

А31 и А33 ученые предлагают закрыть. Несмотря на то, что они уже закрыты. 


Эта схема хорошая?

Дать однозначный ответ сложно. Вот несколько мыслей по поводу.

Первая. Многие писали  научную, ну, или околонаучную работу: дипломный проект в вузе. Помните, в начале диплома чётко прописывается проблема и даются  «маячки» – в основном, цифры, по которым должно быть понятно, решён ли вопрос. Например (снова упрощённо): было два студента с повышенным разрядом по профессии, благодаря внедрению некой инновационной методики обучения стало четыре.

В исследовании «Радара» есть «маячки»: даются итоговые показатели качества. Например, коэффициент наложения маршрутов 2,4, среднее время реализации транспортных корреспонденций на общественном транспорте 25,13 мин., средняя длина поездки 5,02 км.,  количество пересадок, пасс./сутки 11 544. Но сравнить их не с чем: мы не находим исходных данных. Каков был коэффициент наложения маршрутов, больше или меньше, действительно ли снизилось количество «дублёров»? Длина поездки была больше или меньше итоговой? Пересадок люди делали больше или меньше? Это важные данные, и хотелось бы их увидеть.

Единственная цифра, данная и до исследования, и после, – среднее время на проезд: было 40,11, может стать 25,13. И то из текста отчёта  неясно, можно ли сопоставлять эти цифры? Входит ли в итоговую «транспортную корреспонденцию» (25,13 мин.) путь до остановки и с остановки, или это только ожидание транспорта и сама поездка?

Вторая. На наш неучёный взгляд, не проработаны маршруты, которых горожане очень ждали. Например, Абрамово, Сёмино, район от пл. Первостроителей вниз, к пруду, район за абрамовской больницей к ул. Ермака, Усольский микрорайон – огромные территории, не обеспеченные транспортным благом цивилизации. Или расстояние, к которому никак не могут привыкнуть многие горожане, – от ЦУМа до  «Авангарда»? 

Третья. И без использования крутого программного комплекса понятно, что становится на порядок больше маршрутов с пересадками, то есть наши поездки усложняются. Тут уместно скромно напомнить о том, что самые лучшие решения –  самые простые решения (это не мы сказали, а Еврипид, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Наполеон Бонапарт).

Четвёртая. Схема движения транспорта, предложенная «Радаром», –  проект, то есть не окончательный документ. Цитата: «…конечной целью выполняемой работы является разработка предложений по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования г. Березники». Предложений. Не постулатов.

Пятая. Известно, что ряд замечаний и предложений в проект внесли и сотрудники администрации, и депутаты городской Думы. Обновлённый, с учётом их замечаний и предложений, проект обсудит общественность. Стоит ознакомиться с предлагаемым проектом (скоро он будет в открытом доступе), продумать идеи и озвучить их на публичных слушаниях. О дате, времени и месте объявим, когда они станут известны.

А мне что с этого?

Транспортная схема касается каждого. Хочешь, чтобы тебя услышали? Нечего сидеть в соцсетях - их власти если и читают, то к сведению не особо принимают. Иди на публичные слушания. 

транспорт березники новаясхема

Комментарии