Дорога к свету

Олимпийская фотосессия в аэропорту. Москва, 2014 г. Олимпийская фотосессия в аэропорту.  Москва, 2014 г.
05 апреля 2020 19:54
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Любовь Паниных - почётный гражданин Березников, звезда спорта мирового масштаба. Четырёхкратная чемпионка Паралимпийских игр, трёхкратная чемпионка и призёр Мира, семикратная чемпионка и призёр Европы, пятикратная чемпионка Турнира рыцарей, неоднократная чемпионка СССР и России, заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса. 

Однако не регалии, звания и правительственные телеграммы делают Любовь Паниных такой особенной – на российском спортивном Олимпе и сегодня звёзд немало. Прежде всего, выделяют её личные качества: скромность и душевная теплота, с которой она, рано потерявшая зрение, относится к окружающим. Про таких говорят: "Видит сердцем".


Любовь Паниных – почётный гость Сочинской Олимпиады.  В центре – Президент России Владимир Путин, справа – Надежда Чиркова, подруга Любовь Владимировны и её и коллега по сборной, МС международного класса по лыжным гонкам среди инвалидов по зрению. Трёхкратная чемпионка Паралимпийских игр, чемпионка Мира, шестикратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России. Сочи, 2014г.


 

Из души ушло одиночество

– Любовь Владимировна, вы пришли в большой спорт, когда вам было хорошо за сорок. И ваш путь к чемпионству был непростым, впрочем, как и у любого спортсмена-паралимпийца. Что было самым большим препятствием в жизни?

– Наверное, для всех людей с ограниченными возможностями самое тяжёлое – это не замкнуться в своей беде. Я потеряла зрение рано, в полтора года, и долгое время не знала другого мира, кроме ограниченного пространства леспромхозовской избушки, в которой жила наша семья. В детсад меня не брали из-за зрения, мама с утра до ночи работала... Найти в себе силы, чтобы выйти из маленького мирка моей тихой родины (Любовь Паниных родилась в 1941 г. в деревне Тихая Добрянского района – прим. редакции) в большой мир, постараться жить наравне со всеми. Это, пожалуй, было самым трудным шагом и главной моей победой. Без неё не было бы ничего остального – ни спорта, ни поездок по всему миру, ни чемпионских титулов. Не было бы самого главного – семьи, детей, внуков, которыми я так горжусь. Они – моя самая большая награда в жизни. 

– Спорт – удел смелых и упорных. Но вам, девочке из маленькой уральской деревни, почти слепой, нужны были смелость и упорство какого-то высшего порядка, чтобы вот так, на весь мир суметь заявить о себе. Вы считаете себя смелым человеком?

– В юности я была очень застенчивой. Боялась лишний раз о чём-то попросить, что-то узнать у других людей. Честное слово, заплатить за услугу было  проще, чем самой ходить по кабинетам и оформлять, допустим, какие-то документы. Но это нельзя назвать трусостью, нет. Помню, как 9-летняя ходила с ребятами в школу за четыре километра, по лесу, по болоту. Утром мы брали с собой факелы – волков отпугивать, и каждый день упрямо шли на занятия. Без упорства и смелости можно было и безграмотным остаться (смеётся). А вот стеснительность, страх быть для кого-то обузой – он жил во мне всегда. Наверное, это чувство знакомо всем, кого сегодня называют людьми с ограниченными возможностями. Помню, как мне, подростку, было страшно становиться взрослой. Я ведь понимала: мама не сможет быть рядом со мной всегда, рано или поздно придётся стать самостоятельной, зарабатывать, обеспечивать себя. Хорошо, что мне подсказали, как и где оформить инвалидность, найти работу. Я приехала в Березники, встала на учёт в обществе слепых, и только здесь, среди людей со схожими проблемами, из души ушли беспомощность и одиночество. Я, наконец, почувствовала себя не за гранью жизни. У меня была работа, пусть не ахти какая, коллектив, по большей части молодёжный. Меня сразу приняли в комсомол, записали в хор, в спортивную команду, в агитбригаду. Я и сейчас люблю петь-танцевать,  музыку включи – я запляшу! Но самой большой любовью, конечно, стал спорт, да и получалось у меня там лучше. До сих пор помню свои самые первые соревнования, как мы волновались, как готовились к ним. Подготовка в основном заключалась в том, чтобы подобрать кеды да перешить на свой, чуть ли не самый маленький размер необъятную белую майку 52-го «калибра». Но это была жизнь, понимаете? Не одинокое детство в запертой избушке, а настоящая жизнь, работа, общение – то, чего так не хватает сейчас инвалидам. Ведь не болезнь или травма ограничивают наши возможности.

– А что, как вы считаете?

– Ощущение ненужности. Очень мало внимания уделяется пожилым людям, а инвалидам – и того меньше. Да, нам выплачивают пенсии, иногда проводят мероприятия, но многие по-прежнему живут за гранью. Социальное одиночество – явление страшное и губительное. И нужно таких людей мотивировать, зажигать, тянуть их к свету, организовывать не разовые мероприятия, а группы здоровья, клубы по интересам. Чтобы инвалидам, пенсионерам было, где общаться, найти родственные души и поддержку. Когда меня в депутаты выбирали – это в моей программе главным пунктом было: сделать спорт доступным для детей, для пенсионеров.


Дождь – не повод отменить подготовку к соревнованиям! Справа – тренер Александр Придчин. Березники, 1999г.


  

До сих пор реву по Березникам

– Клубы по интересам – такие, как "Импульс"?

– Да, например березниковский клуб любителей бега "Импульс". Хорошее же дело, сколько лет уже существует, сколько пользы от него городу. В каких условиях он сегодня существует? Стыдно рассказывать. А ведь им нужно не так уж много – более-менее обустроенное помещение и минимальный набор спорт-инвентаря. Я уверена: таких клубов для увлечённых чем-то людей нужно организовывать как можно больше, в каждом городе. И работа для инвалидов должно быть – это же очень важно! С этим и раньше-то проблемы были, а сейчас и подавно – людей с ОВЗ просто никуда не берут по состоянию здоровья. Хотелось бы, чтобы на предприятиях создавали хоть немного специально оборудованных рабочих мест для тех, кто может и хочет трудиться, пусть даже с ограничениями. Ведь для крупной компании не будет разорительным вложиться в такое нужное дело, а скольким людям помочь можно!

– Вы бывали во многих странах Европы, даже в Америке и Японии. Как там относятся к людям с ограниченными возможностями?

– Первое, что ощущаешь за границей –  это отсутствие барьеров между здоровыми и инвалидами. Там понимают, что никто не застрахован от беды, и стараются сделать среду по-настоящему доступной для всех. Люди с ОВЗ не чувствуют себя другими, непохожими на остальных, и это избавляет от неизбежных в таких случаях комплексов. Конечно¸ у нас тоже никто пальцем не показывает, разве что дети иногда, но отношение к инвалидам совсем другое. Это чувствуется и проявляется порой даже в мелочах, на которые здоровый человек и внимания не обратит, а для инвалида они становятся огромной проблемой. Например, забыл водитель остановку объявить, что тут такого? Кому нужно – вышли, а слабовидящий пассажир не сориентировался и проехал мимо нужного ему места. И таких нюансов – великое множество. Хочешь-не хочешь, а почувствуешь себя человеком, которому среди здоровых людей не место.

– Вам не хотелось уехать из родных мест?

– Знаете, другие государства, конечно, заботятся об инвалидах, а уж спортсменов-паралимпийцев как чествуют! И награды, и материальные блага, всё для них. Но нигде, кроме России, я не чувствую себя дома. Когда из долгой поездки возвращаюсь – готова родную землю целовать, никакой сверхдоход мне не нужен. Люблю свою страну, всем сердцем болею за нашу футбольную команду. Больше всего, конечно, Березники мне дороги, до сих пор по ним реву. Для меня это особенный город,  здесь прошла моя молодость, родились мои дети, здесь всё родное и близкое. Мы с мужем на переезд в Пермь-то с трудом решились, и то лишь потому, что дети уговорили, хотелось быть к ним поближе, да и возраст уже...


Встреча с ребятами из детского оздоровительного лагеря«Дружба».  На время фотосессии знаменитая спортсменка разрешает надеть свои медали – в знак будущих побед березниковских мальчишек и девчонок.  Березники, 2002г.


  

Мы не могли подвести страну

– Давайте вернёмся к вашим спортивным победам. Когда мир впервые услышал о чемпионке Любовь Паниных?

– Это было в Норвегии. Первые мои соревнования за рубежом, чемпионат Европы. Помню, у нашей команды даже лыжи тогда были то ли деревянными, то ли полупластик. А соперники на самых крутых катались – пластик, лыжные ботиночки-костюмчики модные, заглядение. И вот в первый же день я на "пятёрке" завоевала первое место ("пятёрка" – спортивная дистанция в 5 км. – прим. Ред.). Говорю нашему тренеру в шутку: "Спроси, может, кто из заграничных товарищей поменяется со мной на мои "счастливые" лыжи?" Он мне на следующий день ответ дал: "Они чуть не упали, когда узнали, что ты на "деревяшках" бегаешь". А нам и не привыкать было – детьми мы вообще на обычных деревянных дощечках катались. К валенкам примотали – и вперёд!

– Какой была ваша самая трудная спортивная высота?

– Мои первые олимпийские игры – Альбервиль, Франция, 1992 год. Было очень жарко, но снег не таял. Мы разделись, шапки поснимали, и я заболела. А мне на следующий день бежать 5 км. Думала помру, ругала себя: зачем ввязалась… Но знала – должна дойти до финиша, это мой долг. И дошла, правда только четвёртой. Потом в себя пришла немного и в гонке на  15  километров взяла золото. Такой вот стержень был всегда у нас внутри: мы не имеем права подвести страну.

– Кто был вашим первым тренером? 

– На лыжах я стала по-настоящему бегать под руководством Николая Андрюшина. Он был единственным, кто согласился тренировать команду общества слепых. Сам тогда ещё был студентом, а не побоялся взять на себя такую огромную ответственность, стал проводить с нами тренировки, выезды. А потом я стала заниматься у Александра Придчина – ему я тоже очень благодарна за поддержку и терпение, вложенные в меня силы, веру в меня. Ведь у меня тренировки порой стояли настолько плотно, что казалось – всё, силы на исходе, не смогу больше встать на лыжи. А подвести поверивших в тебя людей не можешь – и снова идёшь на тренировку, приседаешь, отжимаешься, бегаешь. 


Любовь Паниных на эстафете Олимпийского огня / г. Пермь, 2014 г. 


 

В Кремле – стены как стены

– Для Прикамья, для России вы – легенда спорта, вас уважают и любят. А как вас принимали за границей?

– Всегда и везде, в любой стране отношение было очень хорошим, душевным. Вот я вам расскажу про поездку 2002 года, в Солт-Лейк-Сити. Мы приехали в составе российской сборной на Олимпиаду, жили в студенческом комплексе. И эти же ребята, студенты, работали волонтёрами – встречали нас, провожали, домой приглашали к себе.

Что запомнилось, так это большое количество детей в семьях. Для штата Юта, где мы были, многодетные семьи – это традиция, самое малое – пятеро. В основном – семь-десять, и никакой бедности, неблагополучия. Думаю, что на государственном уровне эту семейственность поддерживают, помогают. Потому и дома там у всех большие, почти у каждого – своя волейбольная, баскетбольная площадка, чтобы дети росли здоровыми, физически развитыми. Понравилось мне это очень.  

– На приёме у Ельцина вас тем более чествовали как героев?

– Ой, это была очень интересная поездка! Мы же вместе тогда были на награждении – и олимпийская сборная, и паралимпийская. В Георгиевском зале нас поздравляли. Кто из наших видит немного, рассказывал потом, что красиво там очень. Там даже к стенам притрагиваться нельзя – такое место историческое. Нам, кто не видит, единственным разрешили пальцами касаться, когда шли на награждение. Стены как стены – холодные, с узорами барельефов только. Главный интерес был – с легендарными российскими спортсменами лично пообщаться, это ведь шанс, который выпадает редко.

– Пообщаться с вами – тоже замечательная возможность. Я знаю, вас часто приглашают выступать в детских оздоровительных лагерях, школах. О чём чаще всего вас спрашивают дети на таких встречах?

 – Про награды спрашивают, медали рассматривают, про поездки им интересно – как и что за границей устроено, как мы там катаемся, как гонки проходят. Главное, чего я хочу от таких встреч – чтобы у ребят появилось желание заниматься спортом, добиваться высоких результатов. Для меня важны не медали и звания, не люблю, когда меня нахваливают или прославляют. Если кто-то, неважно – здоровый человек или с ОВЗ, глядя на меня, начнёт заниматься спортом, я уже буду счастлива, что не зря прожила жизнь.


Открытие первого межшкольного стадиона. Любовь Паниных со своей мамой и внучкой Катей.  Березники, 2010г. 

Все фото - из личного архива спортсменки.