Кто в Косолапово хозяин? История одной деревни

30 марта 2019 19:27
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Сегодня деревню Косолапово не найти на карте Соликамского округа тихо почила лет пятьдесят назад. Территориально она располагалась дальше от села Тохтуева по Красновишерскому тракту.

Сегодня на месте деревенских изб разрослись непроницаемые леса, обступившие пышущий зеленью холм. Рядом с ним сквозь заросли журчит стремительная речка Боровая.


Пожалуй, конус обелиска с поименным списком косолаповцев, погибших в Великой Отечественной войне, — единственное, что напоминает  здесь о людях.

Все остальное за несколько десятилетий могучая сила природы стерла с лица земли. Теперь здесь появляются разве что редкие любители тихой охоты, и то в августе-сентябре. Наберут полные корзины боровиков и маслят и покинут щедрое на грибы заповедное место.

Разве подумаешь, что какую-то сотню лет назад здесь шла нешуточная битва за первенство — кто в деревне главный, человек или зверь?


 

Ринг: косолапые и косолаповцы

До начала 16 века на холме, где сегодня возвышается обелиск, жили первые хозяева этих мест — медведи. Свирепые, не любившие гостей, промышлявшие ягодами и мелкой дичью. Когда косолапых потеснили люди, сказать трудно, но факт неоспорим: в 1659 году здесь поселилась первая семья.

Писец Яхонтов в переписи населения лаконично отметил в своей переписи: "Починок Косолапов на реке Боровой, Гриша Михайлов да сын его Юшко, пашней пять четей в поле, а вдову потомуж, земля средняя, лесу пашенного десять десятин, сена на реке на Каме в Мошеве тридцать копен".

Всего какое-то столетие — и починок разросся в деревню, а число косолаповцев неуклонно стремилось к сотне. Только в 1711 году здесь проживало 46 мужчин. Женщин писец не указал, но сомнений нет — они тоже были в деревне. 

 
Одни из самых ранних фотографий жителей Косолапово, сохраненные потомками до наших дней.

Правда, если верить воспоминаниям старожилов, собранным в прошлом веке краеведом Сергеем Корзниковым, косолапые косолаповцам холм без боя не отдавали. Из уст в уста ходили легенды о стычках человека с медведем. 

"Медведь порядком беспокоил нашу деревню, — вспоминал в начале 30-х годов ХХ века Егор Терентьевич Корзников. — В августе и сентябре, под вечер, в лесу недалеко от деревни, раздавалось жалобное мычание коровы или телки. Косолаповские мужики, услышав этот зов о помощи, спешили на него с ружьями наперевес. Однако не успевали: к тому времени скот был растерзан, а медведь успевал скрыться".

Как утверждал старожил, на месте "трагедии" мужики устраивали лабазы (засады — прим автора), специально не подбирая туши коров. Схоронившись на деревьях, по три ночи подряд караулили они косолапого разбойника, а он так и не появлялся. Однако стоило мужикам хоть на ночь оставить пост, как медведь пользовался этим и уносил добычу.

Наведывался бурый "бандит" и на спелые овсяные поля, "порядком выминая и обсасывая их" (цитата Корзникова). Крестьянам приходилось вооружаться самострелами и охранять клади по ночам. Да только чуявший засаду медведь туда и носа не показывал. 


Деревенский "пикник". Хорошо, что в поле косолапые — нечастые гости

И как же было страшно встретиться крестьянам с грозным зверем один на один! Некому Алексею Ивановичу посчастливилось выжить. Было это в первой половине ХХ века. Шел он обычным путем из деревни в уездный город (тогда уже носивший название Соликамск). Дорога тянулась через лес и путь был далек.

Вдруг из-за кустов вышла большая мохнатая медведица. Мужчина не будь дураком — прыг в яму, и притворился мертвым. Затаив дыхание, лежал недвижно и слушал приближающуюся к нему тяжелую поступь хозяйки тайги. Медведица заметила человека и... Стала бросать в него сучья. Когда мужчина был полностью погребен под ветками, она успокоилась и скрылась в лесу.

Тем не менее, даже такие курьезы не влияли на рост населения в Косолапово, где в начале прошлого века уже проживало 127 человек. Пушнина и дичь были веским преимуществом окружавших деревню лесов.


 

Чей род сильнее

Недалеко от деревни в гуще леса находится старое кладбище. Покосившиеся кресты, выцветшие фотографии. С трудом разбираемые надписи свидетельствуют о том, что Косолапово населяло несколько фамилий. Среди них — РешетниковыЩегловыМоргашевы. Чаще других с 1711 года встречается фамилия Корзников

Благодаря их потомкам, составившим родословное древо, известно имя прародителя династии — Савва. Откуда он пришел, неизвестно, но в ХХ веке здесь ходило такое предание: "Когда-то в деревне Косолаповой было три двора Решетниковых, и к ним приехали трое Корзниковых из деревни, которая была поблизости с деревней Ямовой. Корзниковы начали быстро расти, а Решетниковы наоборот сокращаться" (из воспоминаний  Евдокии Корзниковой — прим.автора). 


Генеалогическое древо рода Корзниковых

Род Саввы к началу ХХ века сильно приумножился, потомки его многое сделали для развития Косолапово. Яков Васильевич Корзников в 1907 году сам лично построил здесь новую православную часовню. Помогал ему Митрофан Митрофанович, который покрасил здание внутри и снаружи. Он же купил для часовни три бронзовых колокола. 

Василий Николаевич и Иван Васильевич Корзниковы в начале прошлого столетия славились в округе своим кузнечным ремеслом. Их дело продолжил Максим Васильевич Корзников, который ковал в кузнице до конца существования деревни. Именно они обеспечивали жителей ближних деревень сохами, телегами и разной нужной в быту утварью. 

Кстати, если говорить о Максиме Васильевиче Корзникове, был он настолько искусным кузнецом, что в 1941-1945 годах вместо отправки на фронт его оставили в тылу, приписав к одному из березниковских заводов.

Рассказывая о династии Корзниковых и ее участии в истории Соликамска и Березников, нельзя не упомянуть Василия Максимовича Корзникова, замдиректора по капитальному строительству СМЗ. Позже его перевели начальником ОКСа на Березниковский титано-магниевый комбинат (будущую "ВСМПО Ависма"). При его участии были построены аэродром, родниковская птицефабрика и множество других объектов. 

Также в разные годы уроженцы Косолапова занимали депутатские места в соликамской городской думе.


 

Немного о грустном

Не только земледелие, собирательство и кузнечное ремесло приносили косолаповцам доход. Иные занимались и подсобным заработком, очень  тяжелым по современным меркам.

Например, подрабатывали заготовкой дров для солеваров. Василий Егорович Решетников и Василий Яковлевич Корзников слыли настоящими профи в этом деле. По легенде, оба до конца своих дней (1903 г.) рубили лес. По старинке, топорами, не признавая набиравших популярность пил, потому и славились удальцами недюжинной силы.

Есть и печальные истории о том, какой большой ценой оплачено производство поваренной соли в Соликамске.

Полтора века назад Евдокия Корзникова вспоминала: "С 14-летнего возраста я пилила дрова для сользаводов. Зимой из дому выходили по темную и возвращались темно ... После работы из леса выходили, одежда на нас мокрая от снега, особенно у меня, в дороге вымокшая юбка замерзла и мерзлая натирала мне голые коленки. Мать хозяина, у которого мы квартировали, была милосердной, заботливой, и почти каждый день топила для меня баню, в ней распаривала мои коленки и смазывала их сметаной. Пилили дрова и в Дедюхино (ныне Березники), дрова брали из воды, были они мокрые и тяжелые, грязные и скользкие, все в песке...".

Заготовленные дрова крестьяне на своих лошадях вывозили на берега речки Карел и по Боровице сплавляли их до Усть-Боровой. Дневной нормой рубки считались две сажени на человека.

Другим заработком для населения Косолапово стал выжиг древесного угля для Соликамского винного склада. Для этого вырывались огромные ямы, в которых жглась древесина. Позже, конечно,появился и более простой способ — с помощью специальных печей. Но позволить его себе могли только зажиточные люди. Такие как Алексей Григорьевич Корзниковживший в первой половине ХХ века.


 

Житье-бытье косолаповское

Многие из обычаев жителей Косолапово сегодня кажутся странными, хотя среди них есть очень даже романтичные. Например, в деревне всегда сажали черемуху, по несколько штук у каждого дома. И весной улицы были, как невеста — вся в белом, и благоухали черемухой.

Улиц здесь, правда, было всего две. Косолаповцы, судя по всему, долго не разумывали и назвали их очень просто: "Эта" и " Та".

Широко косолаповцы отмечали церковные праздники. На Владимирскую Божью матерь — 6 июля деревня с радостью принимала гостей, прибывших на празднества со всей округи.

С особой любовью и трепетом местные хозяйки варили пиво, выкладывали на столы различные яства, устраивая настоящее пиршество. 


Пир на весь мир по-косолаповски.

Кстати,  воровства в деревне не было, жили родственным укладом, без явного разделения на бедных и зажиточных хозяев. 

Интересно, что показателем богатства у косолаповцев считались рыжие тараканы. Местные верили: усачи заводятся к достатку. Оттого бедные семьи нет-не, да и крали у состоятельных земляков парочку прусаков, чтобы и к ним в дом богатство явилось. Однако, утверждали старожилы, в нищете  тараканы не приживались, сбегая обратно в дом с достатком.

Еще один интересный факт. Поскольку крестьяне с контрацепцией не дружили, детей в одной семье могло родиться более десятка, а это, как  понимаете, лишние рты. Поэтому новорожденных запросто отдавали бездетным состоятельным землякам, не вмешивая в это дело госорганы 

К середине ХХ века Косолапово пережила настоящий бум. Да что там, сюда провели электричество, построили колхоз "Путь Ленина". А еще через два десятилетия деревня вымерла.

По решению властей в стране началась волна укрупнений. Колхозное имущество вывезли в деревню Кокорино, молодежь с радостью переселилась ближе к Соликамску, потом не стало и стариков. И места, где когда-то находился перспективный населенный пункт, снова отошли в ведение медведей.

Хотя и для косматых местных обитателей это была уже совсем другая жизнь. 

история деревня соликамск